Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как Моше мог перечить Всевышнему? Выпрашивал, пререкался, даже ангела смерти посохом отметелил...

Темы: Моше, Скромность, Земля Израиля, Молитва, Смерть, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Недавно прочитал о смерти Моше вот тут «Рассказы еврейских мудрецов о смерти Моше» и пришел в замешательство. До этого я знал лишь, что Моше взошел на гору Нево и там умер по слову Господнему, как положено смиренному праведнику. В указанной же статье описано чуть иначе: будто Моше хотел-таки вымолить у Б-га возможность войти в Землю Израиля, буквально выпрашивал, пререкался, чем разгневал Творца. Просил замолвить слово за него горы, море, даже ангелов. Потом уже согласен был просто жить в пустыне, подобно животному или птице, лишь бы не умирать в положенный срок. Дело дошло до того, что ангела, посланного за ним Господом, он посохом отметелил и прогнал обратно. Кончилось тем, что Сам Всевышний явился за ним, дескать, «Моше, хорош уже, время пришло» и лично забрал его душу. Как-то не вяжется в моем представлении образ пророка, который, как никто, должен был знать об устройстве мира и важности смирения и послушания, с описанием смерти Моше в статье. Неужели Моше, как о нем сказано, самый скромный человек, смел перечить Ему? Дмитрий

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Дмитрий!

Вы задаете очень верный вопрос. Позвольте для начала заострить его.

Известно: всего несколько человек удостоились свидетельства самой Торы о том, что они — слуги Творца, то есть беспрекословно послушны Его воле, не имея никаких своих личных интересов. Одним из таких людей является Моше, как сказано в книге Дварим: «И умер там Моше, раб Б-жий» (34:5). И в книге Йеошуа он неоднократно назван так же — «Моше, раб Б-жий». Но вот мы читаем в главе Шемот о том, как Всевышний уговаривает Моше в течение недели (!) согласиться возглавить исход из Египта. Как это может быть? Всевышний сказал «иди к фараону», верный слуга без разговоров собирает вещи и идет! А Моше нужно было уговаривать…

Ответ на это прост: бывают ПРИКАЗЫ, а бывают ПРЕДЛОЖЕНИЯ. Приказы (а для праведников — даже просьбы) Всевышнего не обсуждаются, а незамедлительно исполняются. Но предложение для того и существует, чтобы над ним подумали, и потом согласились — или отказались. Моше решил поначалу, что это предложение — испытание для него, ведь есть у него старший брат, Аарон. Поэтому он изо всех сил сопротивлялся назначению. Кстати, мы видим подтверждение справедливости сказанного и в том, что гнев Всевышнего на Моше разгорелся только на седьмой день переговоров. Если бы Моше отказывался выполнить приказ, это разгневало бы Творца раньше. Да и заслуженность подобного назначения стала бы сомнительной… Я слышал от своего учителя, главы ешивы «Шуву», что если мы внимательно прочитаем, как Всевышний впервые формулирует свое предложение к Моше (Шемот 3:10): «Иди, Я пошлю тебя к Паро…», то увидим, что его можно прочитать и как «Давай, Я пошлю тебя к Паро». То есть, хочешь — соглашайся, не хочешь — не обязан. (Кстати, именно эти слова употребил Яаков, предлагая Йосефу отправиться проведать братьев, и тому ставится в заслугу, что он тут же согласился, хоть и знал, что братья не любят его, — следовательно, эта формулировка предполагает возможность отказаться). Это же следует и из комментария Алшиха.

Теперь мы можем понять и все остальное: пророки часто спорили с Б-гом, когда видели, что Он позволяет им это. Тот же Моше неоднократно защищал народ Израиля, когда Всевышний грозился уничтожить народ, зная, что на самом деле Всевышний доволен его заступничеством.

Так и в том случае, о котором Ваш вопрос, — Моше не возмущался тем, что у него, скажем, недостаточно денег или еще что-то не в порядке в личных делах. Он просил только об одном — чтобы ему позволили выполнить волю Творца, выраженную в тех заповедях, которые невозможно исполнить за пределами Земли Израиля. Когда речь идет о заповедях, не стоит проявлять смирение — не нашел, предположим, в ближайшем магазине хороший этрог к Суккоту, обойдусь и плохоньким. Человек должен приложить все усилия, чтобы выполнить заповедь наилучшим образом.

Так и в последней своей просьбе — Моше упорствовал до тех пор, пока Всевышний ему это позволял, когда же Он сказал «довольно», Моше перестал просить. Хотя существует предание: если бы он попросил ещё раз, его просьба была бы удовлетворена. Но Всевышний остановил его — приказал остановиться, и Моше умолк.

А описание его противостояния ангелу смерти в принципе стоит воспринимать в надлежащей пропорции, как и другие мидрашим, призванные не описывать события, а учить нас чему-то, доносить определенное «сообщение». Здесь мы видим только великое стремление Моше к исполнению заповедей Творца, которое после смерти, как известно, невозможно…

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.