Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чем Йохевед отличается от остальных жен и дочерей сыновей Яакова?

Темы: Потомство, Египет, Яаков, Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Шалом. Подскажите, пожалуйста, в Берешит (46:26,27) сказано: «Всех душ, идущих с Яаковом в Мицраим, происшедших из чресл его, КРОМЕ ЖЕН сынов Йаакова, всех душ — шестьдесят шесть. А сыны Йосефа, которые родились у него в Мицраиме, — две души. Всех душ дома Яакова, пришедших в Мицраим, — семьдесят». То есть в Египет вошло 66 сыновей Яакова, и к ним прибавилось трое, которые уже были в Египте. Семидесятой считается (по толкованию Раши) Йохевед, которая родилась «меж стен». Вопрос: что значит «меж стен»? Из каких стен выходил Яаков, покидая землю Кенаана (ведь место, где он жил, не было огорожено)? И почему наравне с СЫНОВЬЯМИ Яакова упоминается женщина (Йохевед)? Чем она отличается от остальных жён и дочерей сыновей Йаакова? Почему она так значима, кто её родил, и какие есть о ней ещё упоминания? С уважением, Михаил

Отвечает рав Зеев Гершензон

Шалом, уважаемый Михаил,

Действительно, Раши объясняет, что в число «семидесяти душ» входит Йохевед, «родившаяся между стен». Тора упоминает о ней также в главе Пинхас (Бэмидбар 26:59), называя ее женой Амрама и дочерью Леви.

Комментарий Перуш Йонатан объясняет[1]: в тот самый момент, когда семья Яакова вошла в Египет и оказалась меж стен города, родилась Йохевед. То есть «меж стен» в самом прямом смысле. В те времена города обносились стенами — они защищали город.

Вы спрашиваете, почему женщина упоминается наравне с СЫНОВЬЯМИ Яакова, ведь в этом списке пришедших в Египет отмечены именно мужчины?

Кстати, есть и еще одна женщина в списке. Это Сэрах, которая упоминается среди детей Ашера[2]. Как видите, среди «семидесяти душ» названы две женщины. Возможно, Тора упоминает только их, потому что напрямую исключает из этого списка жён сыновей Яакова, как сказано[3]: «…КРОМЕ ЖЕН сыновей Яакова…» — нам сообщают, что жены в списке не учтены.

Но, с другой стороны, возникает логичный вопрос: неужели у сыновей Яакова не было дочерей, кроме них? А только сыновья, упоминаемые в списке?

Этот вопрос задает рав Нафтали-Цви-Йеуда Берлин[4] в своем комментарии на Тору Аамек Давар[5]. И отвечает: конечно же, и у сыновей Яакова, и у самого Яакова родилось еще много дочерей[6]. Но среди «семидесяти душ, пришедших в Египет» упоминаются лишь те, кто сыграл выдающуюся роль в развитии еврейского народа. То есть, те, кто представляет собой духовные корни нашего народа. Нацив сравнивает их с ангелами семидесяти народов мира.

Кроме сказанного: конечно же, роль Йохевед трудно переоценить. Ведь она была матерью Моше, Аарона и Мирьям, которых Всевышний избрал, чтобы вывести евреев из египетского рабства!

С уважением, Зеев Гершензон


[1] Бэрейшит 46:27.

[2] Бэрейшит 46:17.

[3] В 46:27.

[4] Нацив из Воложина. См. тут о его сыне, р. Хаиме Берлине.

[5] Бэрейшит 46:7.

[6] О самом Яакове — это можно понять и из самой Торы, см. Берешит 37:35.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.