Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Спросить семейного консультанта Спросить раввина

Почему дети, выращенные зверями, не поддаются социализации? В чем духовная причина?

Темы: Воспитание детей, Дети, Ита Минкин

Здравствуйте. Я недавно посмотрела фильм про детей-маугли. Это дети, которые в силу обстоятельств выросли не в семье, а воспитывались животными. Психологи утверждают, что если до 6 лет человека будут растить звери, он уже никогда не сможет стать человеком, говорить, понимать речь и обладать разумом человека. Как иудаизм объясняет это явление и что есть человек? Чем обусловлено то, что после шести лет эти дети не поддаются социализации? Ведь всем явлениям есть духовная причина и корень. Спасибо за ответ. В.

Отложить Отложено
Отвечает Ита Минкина

Уважаемая В.,

Вы правы всему есть духовная причина и корень, и, конечно же, становление разума человека зависит от духовных составляющих. Один из ведущих мыслителей иудаизма нашего поколения рав Шломо Вольбе (зацаль) в своей книге, посвященной вопросам воспитания, Зрия у-виньян бэ-хинух (примерный перевод «Взращивание и строительство в воспитании») обращает внимание читателей на тот факт, что новорожденный человек намного более беззащитен и неприспособлен к самостоятельной жизни, чем большинство новорожденных животных. Новорожденному человеку требуется, по крайней мере, год или два, чтобы в «функционировании» приблизиться к уровню молодых животных. Животные достигают такого уровня за считанные дни или недели: многие из них могут стоять уже через несколько часов после рождения, искать, где молоко у матери, и т.д. А переворачиваться, пятиться при опасности — через незначительное время. В чем причина? Почему человек, самый развитый «из всех животных», достигает самостоятельности позднее всех? И даже через пять, десять и т.д. лет все еще нуждается в помощи взрослых во многих жизненно важных функциях, чего никогда не встретишь у животных?

Объяснение следующее, и оно одновременно является ответом и на Ваш вопрос.

Человек изначально задуман и сотворен Творцом как существо социальное, приспособленное именно для жизни в обществе других людей. Поэтому сама беременность — физическое развитие плода — это только «первая половина беременности». Вторая половина — это жизнь в «чреве» семьи, где младенец приобретает социальные навыки жизни среди людей. Так же, как кровь матери, насыщенная кислородом и питательными веществами, питает плод в период физиологической беременности, так улыбка, разговор, объятия матери и т.д. — это пища для его души, для становления его ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО разума. Жизнь в семье — это «вторая половина беременности».

Дети, которые в первые годы жизни не получили тепло и заботу родителей, — не получили достаточных условий для социального «внутриутробного развития». Этим объясняется полная неспособность ребенка к самостоятельности в первые годы жизни. Для этого семья, сначала мама и папа, а затем и другие члены семьи постоянной заботой, лаской и общением обеспечивают нормальную жизнь во втором «чреве».

Поэтому мы видим: дети, вскормленные животными, хоть и получали физическую пищу, необходимую для выживания, духовной пищи не получили. Произошло как бы «прерывание беременности», что обусловило их полную неприспособленность к социальной жизни, жизни разума, жизни среди людей.

Человек есть не только физиологическое тело. Или, точнее, так: наряду с физическим телом у человека есть «тело» духовное, которое так же состоит из духовных «органов». Развитие духовного тела зависит от многих переменных, в частности: насколько духовной жизнью живет человек, сколько «витаминов» получают его духовные органы, насколько он бережно относится к тому, чтобы не загрязнить и не поранить свой духовный организм. Известно, например, что молитва — это пища для духовного «тела», а грудное вскармливание в младенчестве является одним из главных факторов, развивающих это «тело». (Т.е. молоко матери обеспечивает не только физическое питание).

С уважением, Ита Минкина


Прочтите, прежде чем задать вопрос консультанту

Шломбайт за 1 минуту!

Еженедельная рассылка раздела СЕМЬЯ: короткий текст (5 минут на прочтение) и упражнение (1 минута), — помогут кардинально улучшить атмосферу в вашей семье.
Подписаться

Семья

Как долго нужно встречаться до свадьбы?

Вчера, отвечает Хана Лернер

Как избавиться от порнозависимости?

29 мая, отвечает Рав Ашер Кушнир

Мой жених считает, что если его бывшая жена не примет меня, нам надо развестись...

28 мая, отвечает Мира Вайсбин

Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.