Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Много раз был в микве, но на меня смотрят и мне почему-то стыдно...

Темы: Миква, Стыд, Рав Зеев Гершензон

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня есть вопрос: я хочу пойти в микве, но стесняюсь. Что делать? Был там много раз, но на меня смотрят и мне почему-то стыдно. Я перестал ходить… Заранее спасибо! Аарон

Отвечает рав Зеев Гершензон

Здравствуйте, уважаемый Аарон,

Надо знать, что стыд — очень хорошее качество, свидетельствующее о Вашей духовности и уме.

Классическая книга о еврейской морали, Орхот цадиким («Пути праведных») приводит высказывание наших мудрецов: «Разум — это стыд». У животных нет стыда, ведь у них нет разума. Каждому человеку следует стараться вести себя в соответствии с этим важным чувством и развить его до такой степени, чтобы оно стало привычкой, обосновалось в душе, возобладало над нашей природой — ведь благодаря этому качеству он может развить в себе большинство других достоинств и избежать всех дурных свойств.

Кроме того, стыд — это серьезное препятствие на пути греха, «железная стена» перед ним. Ведь человек зачастую совершает нарушения тайно, стесняясь делать это на людях[1].

Тот, кто хочет жить по Торе, должен научиться управлять своей материальной природой. Важно не отвергать физическое, материальное (отвергнуть — легче всего!), а поставить его под контроль духовного; обучать тело абсолютному подчинению душе. Такой рецепт способен «излечить от стыда» в той области, где его проявления излишни. Ведь бывают случаи, когда человек стесняется исполнять заповеди. И есть некоторые заповеди, исполнять которые люди не привыкли — и не исполняют. А того, кто исполняет, стыдят и высмеивают. В таких ситуациях следует — несмотря ни на что — постараться стерпеть и исполнить заповедь!

И это станет понятно, если человек представит себе, что стоит перед Творцом, Который дал нам эти заповеди. Именно перед Ним следует стыдиться — за их неисполнение. Это должно быть так же понятно как то, что слуга царя не нарушит царский приказ, даже если ему придется подвергнуться из-за этого великому позору. Ведь он трезво оценивает ситуацию. Стыд, который он испытает перед царем, если не выполнит приказ, в тысячу раз тяжелее, чем стыд из-за насмешек людей, которые ожидают его при выполнении приказа.

Конкретно по поводу миквы. Речь идет об особом бассейне, сделанном в строгом соответствии с еврейским Законом — Галахой. Его наполняют водой из естественных источников. В микве должно быть не менее 40 сэа (ок. 760 литров) воды. Погружаются в микву для того, чтобы очиститься от ритуальной нечистоты (тума). Окунаются не только женщины, но и мужчины. В отличие от женских микв, где одновременно в помещении миквы находятся только одна женщина и баланит (сотрудница, которая следит за окунанием), — мужские миквы, действительно, устроены так, что в помещении может находиться сразу много мужчин.

Замужние еврейские женщины обязаны периодически посещать микву. У еврейского же мужчины такой обязанности нет. Но во многих общинах существует обычай: мужчины окунаются в микву, чтобы очиститься накануне больших праздников (таких, как Рош а-Шана, Йом-Кипур, Песах…). Если в Вашей общине есть такой обычай и у Вас есть возможность — следует постараться его выполнить.

Также есть общины, в которых мужчины посещают микву и каждую пятницу (накануне субботы). А некоторые делают это каждое утро перед молитвой.

Несколько практических советов, которые, возможно, Вам помогут:

  • 1. Узнайте у работника миквы, в какое время меньше всего посетителей, и приходите именно в это время. Возможно, есть время, когда в микве совсем нет народа.
  • 2. Вероятно, там, где Вы живёте, есть еще одна миква, где людей меньше. Такую возможность тоже следует проверить.
  • 3. Окунуться можно и в естественном водоёме. В этом случае Вы можете сделать это в полном уединении.
  • 4. Возможно, Вам легче будет посещать микву в другом районе города, где Вас никто не знает.
  • С уважением и наилучшими пожеланиями, Зеев Гершензон


    [1] Орхот цадиким, начало раздела Шаар а-Бошет.

    Материалы по теме


    Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

    Недельная глава Бехукотай

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

    По материалам газеты «Истоки»

    Глава Бехукотай

    Рав Исроэль Зельман,
    из цикла «Книга для изучения Торы»

    Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

    Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

    Исраэль Спектор,
    из цикла «Врата востока»

    Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

    «Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

    Рав Бенцион Зильбер

    И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.