Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Чьи ноги встанут на Масличной горе?

Темы: Конец времен, Танах, Машиах, Пророки, Захария, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Чьи ноги встанут на Масличной горе? Насколько мне известно, в иудаизме считается, что Машиах придет на гору Азэйтим, согласно пророчеству: «И выйдет Г-сподь, и сразится с народами теми, как в день, когда сражался Он, в день битвы. И стоять будут ноги Его в день тот на Ар Азэйтим, что пред Йерушалаимом, с востока; и расколется Ар Азэйтим пополам (с середины) — на запад и на восток, и (появится) весьма большая долина, и отодвинется половина горы к северу, и половина ее — к югу» (Захария 14:3,4). Но ведь в этом отрывке прямым текстом идет речь о Б-ге, а не о Машиахе, т.к. употребляется четырехбуквенное имя Б-жье. Мне непонятно, почему иудаизм толкует этот отрывок как мессианский. Поясните, пожалуйста, как это согласуется в иудаизме? Если уже есть ответ от какого-либо уважаемого раввина, то буду признателен, если дадите ссылку или назовете имя раввина, т.к. самостоятельно я ничего не нашел. Рустам

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Рустам!

Вы правы, пророк здесь говорит о событиях, которые должны произойти в мессианскую эпоху. Однако речь в приведенных Вами стихах идет не о Машиахе, а о Всевышнем. Выражение «стоять будут ноги» является лишь одним из многочисленных антропоморфизмов, которые встречаются в Танахе. Разумеется, пророки не наделяли Творца человеческими свойствами, а просто в такой форме доносили до нас необходимые, в соответствии с каждым конкретным пророчеством, представления о Его проявлении в этом мире. Так как понять Его Самого мы не в состоянии, мы можем говорить только о том, как Он проявляется в нашем мире. Тора и пророки говорят об этом с помощью выражений, доступных человеческому пониманию, наиболее близко описывающих то или иное проявление Всевышнего в нашем мире.

О стихе, который мы с Вами сейчас рассматриваем, рабби Давид Кимхи (один из известнейших комментаторов Танаха) говорит следующее: понятие «ноги» связано с понятием «причины». Об этом же говорит и Мальбим, и оба ссылаются на Рамбама (который разъясняет это в книге Морэ Невухим). То есть, пророк говорит, что Всевышний явится Причиной великих чудес, которые произойдут на Масличной горе. Комментарий Мецудат Давид объясняет этот стих в том же ключе, только проще: с помощью аллегории пророк описывает, как гора расколется на две части.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме

12 малых пророков. Захария

Хава Куперман,
из цикла «12 малых пророков»

Танах

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»

Письменная Тора

Гробницы Авшалома, Бней Хазир и Зехарии

Неизвестный автор

На первом плане —  гробница, которая считается гробницей первосвященника и пророка Зехария, сына Иеояда, жившего в эпоху Первого Храма на рубеже VIII-IX вв. до н.э. Это предположение также было зафиксировано в 1215 г. в записях Менахема а-Хеврони.   Согласно древнееврейской книге Хроник (Диврей а-Ямим), Зехария бен Иеояда был побит камнями прямо во дворе Храма за то, что отказался служить идолу, которого приказал поставить в Храме тогдашний правитель Иудеи Иоаш. Зехария был похоронен на склоне Масличной горы.

Тора - это Ветхий Завет?

Рав Бенцион Зильбер

Осия, Михей, Даниил, Захария, Исаия, Иеремия, Псалтирь, Бытие, являются ли они Книгами Торы?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.