Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Грешник может избежать гнева Всевышнего, если рядом с ним живет праведник?

Темы: Наказание, Грешник, Авраам, Праведники, Овадья Климовский, Сдом

Отложить Отложено

Почему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник? Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил!

Спасибо за Ваш глубокий вопрос. Попытаемся рассмотреть его по пунктам, и странности, отмеченные в первых двух пунктах, будут, с Б-жьей помощью, разъяснены в третьем.

  • 1. Комментаторы говорят, что в первую очередь Авраам беспокоился о праведниках, если таковые обнаружатся в Сдоме (хотя упоминается и желание Авраама спасти весь город ради заслуг праведников). Кли Якар поясняет, что именно в случае со Сдомом он переживал за праведников, которые могли пострадать заодно со злодеями. Дело в том, что одним из грехов, распространенных в Сдоме и окрестностях, был особенно изощренный разврат. Творец до такой степени не терпит этого, что от гнева Его могут пострадать не сами только нарушители, но и те, кто оказался рядом. Они должны были покинуть место, где происходит подобное. Это все же требует пояснения — получается, что праведники наказываются наравне со злодеями только за то, что оказались их соседями.
  • 2. Еще более странным выглядит ответ Всевышнего: если найдутся праведники, то Он пощадит всех. И это мы должны понять — может ли грешник избежать справедливого наказания.
  • 3. Разумеется, Творец мира управляет этим миром абсолютно справедливо, как сказано: «… Б-г верен [Своему слову] и не [делает ничего] несправедливого, праведен и честен Он» (Дварим 32:4). Ни один человек не может быть лишен награды даже за самое незначительное доброе дело (даже законченный злодей), равно как не может и избежать наказания ни за один проступок (даже праведник). Вопрос лишь в том, когда и как состоится расплата.
  • При этом одним из правил этого мира Всевышний сделал следующее: «Хорошо праведнику — хорошо и соседу его, горе злодею — горе и соседу его» (см. Сукка 56 б). Поэтому может случиться так, что праведник пострадает из-за своего соседства с преступниками; но он не может пострадать незаслуженно. «За компанию» со злодеями он может подвергнуться, например, частичному наказанию за собственные проступки, за которые в ином случае он не был бы наказан сейчас, а получил бы отсрочку — чтобы исправить их. Такую отсрочку, на самом деле, получают почти все, так как у каждого есть, что исправлять. В милосердии Своем Всевышний не наказывает людей сразу, как того требовала бы Высшая справедливость, а ждет от них исправления. Однако рано или поздно весь «счет» человека оплачивается. Поэтому, если праведник не заслуживает наказания вовсе — Творец спасает его из ситуаций, в которых, казалось бы, уже нет никакого выхода.

    Обратная ситуация со злодеями — даже если они уже заслужили наказание и полагающаяся им отсрочка закончилась, благодаря их соседству с праведниками отсрочка может быть продлена. И именно это пообещал Всевышний Аврааму, ведь Он, благословенно Имя Его, желает добра всем творениям Своим. Поэтому и использует любую возможность, чтобы не наказывать их, а дать им еще шанс исправить свой путь. (Разумеется, если это не противоречит Законам, установленным Его мудростью). Но и этому долготерпению есть предел, и так как достаточного числа праведников не нашлось, преступники были наказаны.

    Подытожим: даже если бы злодеи Сдома получили отсрочку, она ни в коем случае не была бы чем-то бОльшим, чем отсрочка. И если бы кому-то из них удалось умереть спокойно, избежав наказания в этом мире, оно настигло бы их в Геиноме именно в той мере, которую они заслужили.

    С уважением, Овадья Климовский

    Материалы по теме


    Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

    Недельная глава Бехукотай

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

    По материалам газеты «Истоки»

    Глава Бехукотай

    Рав Исроэль Зельман,
    из цикла «Книга для изучения Торы»

    Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

    Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

    Исраэль Спектор,
    из цикла «Врата востока»

    Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

    «Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

    Рав Бенцион Зильбер

    И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.