Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что должно было проститься Каину? Грех первородный или что-то другое?

Темы: Злое начало, Первородный грех, Грех, Жертвоприношение, Каин, Овадья Климовский

Отложить Отложено

6. И сказал Господь Каину: Почему досадно тебе и почему поникло твое лицо? 7. Ведь если будешь добро творить, простится (тебе), а если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение — ты же властвуй над ним… Немного сбит с толку. 1) «Если будешь творить добро, простится тебе» — простится что? Грех первородный или что-то другое? 2) «если не будешь творить добро, при входе грех лежит, и к тебе его влечение — ты же властвуй над ним» — если я не творю добро, но властвую над грехом, лежащим у порога сердца, тогда что, тоже простится или какой-то другой смысл? Павел

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Павел!

  1. Так называемый первородный грех имеет отношение к Каину не более чем к любому из людей. Этот грех совершил его отец, он и должен был исправлять содеянное. Единственное, в чем это отразилось на всех людях, это в том, что они стали смертными после того, как Адам и Хава отведали запретного плода. Каину же было сказано: «Если ты станешь лучше…». Здесь существуют различные объяснения комментаторов: Раши и многие другие объясняют так, как Вы привели: «будешь делать добро, простится тебе». В то время Каину еще нечего было прощать, кроме одного, но очень важного упущения — он принес Всевышнему в жертву маленькое зернышко, считая излишним приносить Ему что-либо более существенное. Поступив так, Каин проявил полное непонимание сути корбана — жертвы. Ведь корбан должен лэкарэв — приближать человека к Творцу, а для этого необходимо отдать Ему что-то дорогое для себя. Это укрепляет в сердце знание о том, что на самом деле абсолютно все принадлежит Ему, так что фактически мы ничего и не «отдаем».

Но есть и другие варианты объяснений. Например, Рашбам комментирует эти слова так: если ты станешь на верный путь, то с немногими своими прегрешениями сможешь справиться. Подразумевается, что человек, находясь на правильном пути, даже если иногда и грешит, найдет в себе силы исправить ошибки. Но для того, кто изначально вступает на дурной путь, — исправление становится очень тяжелой задачей.

Другие комментаторы говорят, что Всевышний обещал Каину Свое благоволение, если его поведение изменится — слово сэт буквально означает «нести». То есть Творец может «нести» грехи человека, если тот раскаивается в них.

Приводится и простое понимание текста — если ты принесешь лучшую жертву — она будет принята с не меньшим благоволением, чем жертва Эвеля.

  1. Смысл этого отрывка в том, что дурное начало как бы «лежит у входа» человеческой личности — то есть, оно постоянно пытается повлиять на мысли и поступки человека. И чем больше человек поддается ему, тем большую власть над ним оно приобретает. Но человек не может оправдаться тем, что у него не было сил справиться с соблазном — ведь изначально он «лежит у дверей», как послушная собачка, и при желании всегда можно с ним совладать — «ты же властвуй над ним». И если человек преуспел в этом, не понадобится и прощение, ведь он не согрешит. Однако следует заметить, что отказ творить добро — результат все той же работы дурного начала…

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.