Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Могли ли жители Сдома рассчитывать на спасение?

Темы: Наказание, Грешник, Авраам, Праведник, Даниэль Маршальский, Сдом

Отложить Отложено

Почему Авраам хотел удержать Вс-вышнего от уничтожения Сдома? Почему Б-г пообещал пощадить всех, если найдется немного праведников? Разве может грешник избежать гнева Вс-вышнего, если рядом с ним живет праведник?

Отвечает рав Даниель Маршальский

Здравствуйте, Михаил.

Извините, что задержался с ответом, из-за подготовки к Песаху не мог написать раньше.

Для ответа на Ваш вопрос следует прояснить несколько моментов.

Первое — какова была причина создания человека. Рамхаль в предисловии к своей книге Мэсилат Йешарим пишет, что смысл существования человека заключается в постоянном служении Всевышнему. Это даёт Всевышнему «возможность» даровать благо человеку, служащему Ему. Кроме того, в другом месте (Маамар а-Икарим) Рамхаль пишет: так как человек создан для служения Всевышнему, то для него самого создан весь мир — для помощи в его миссии (служении). Но, к сожалению, люди, начиная с первого человека, перестали выполнять заповеди Б-га, мир все больше отдалялся от Всевышнего и погружался в тьму дурных дел (Рамхаль в книге Дэрех а-Шем).

Первым и единственным человеком, который изменил это положение вещей и принял на себя обязанность служения Всевышнему, стал наш праотец Авраам. Поэтому он и его потомство были избраны Всевышним, чтобы служить Ему и впредь, до конца. Так Авраам стал главной причиной существования мира. Все остальные народы перешли «на должность» вспомогательных сил — им предстояло помогать Аврааму и его потомству в этой миссии.

Также следует знать, что Всевышний не использует «испорченные инструменты», как пишет рав Деслер. Поэтому те народы, которые не ведут себя соответственно (не выполняют семь заповедей, данных сынам Ноаха), не могут быть использованы как «инструменты» достижения цели. Таким образом, смысл их существования пропадает, и они прекращают существовать. Так и должно было произойти с людьми Сдома.

Авраам знал, что представляют собой жители Сдома, и просил Всевышнего сжалиться над ними, так как если бы там было даже небольшое число достойных людей, они уже могли бы помочь ему в выполнения миссии. А значит, их существование имело бы смысл.

Добавим: качеством, выделявшим Авраама среди людей его поколения, была забота о других людях. Поэтому мудрецы назвали его «отцом многих народов». Поэтому, когда Всевышней открыл ему, что Сдом будет уничтожен, Авраам не мог не молиться за его жителей.

С уважением, Даниэль Маршальский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.