Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар?

Темы: Разведчики, Пятикнижие, Наказание, Моше, Храм, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом. В первой главе книги Дварим Моше рассказывает об истории с разведчиками. «Но вы все подошли ко мне и сказали: “Пошлем людей пред собою, чтоб они разведали нам землю эту, и расскажут нам о дороге, по которой выходить нам, и о городах, в которые мы войдем”» (Дварим 1:22). Но в Бемидбар 13:1—2 говорится: «1. И говорил Господь Моше так:2. Пошли от себя мужей, чтобы высмотрели землю Кнаана, которую Я даю сынам Исраэля. По одному мужу от колена его отцов пошлите, каждый знатен среди них». Там же Моше говорил, что из-за случая с разведчиками он получил в качестве наказания запрет войти в Эрец Исраэль («37.Также и на меня прогневался Господь из-за вас, говоря: И ты не придешь туда»). Но в Бемидбар 20:12 сказано, что это наказание Моше получил в результате событий в Кадеше («И сказал Господь Моше и Аарону: за то, что вы не дали Мне веры, чтобы явить Мою Святость на глазах у сынов Исраэля, Потому не приведете вы это общество на землю, которую Я дал»). Почему слова Моше в Дварим не совпадают со сказанным в Бемидбар? Спасибо. Ицхак

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Ицхак!

Спасибо за два интересных вопроса. Разберем их по порядку.

  • 1. Это противоречие сразу бросается в глаза: неясно, Всевышний велел отправить разведчиков или это была уступка Моше требованиям народа? Давайте попробуем рассмотреть оба отрывка, исходя из простой предпосылки: все, написанное в Торе — правда. Следовательно, нам остается только логически увязать то, что на первый взгляд кажется противоречием. (Наверное, именно это Вы и подразумевали в Вашем вопросе). Логично предположить, что Творец сказал Моше так: если хочешь уступить требованию людей, пошли разведчиков. Так объясняет это и Раши, отмечая: было не просто сказано «пошли», а (буквально) «пошли себе» — то есть «хочешь — посылай». Сфорно добавляет одну важную деталь: можно понять это загадочное слово «себе» иначе — «по твоему усмотрению». Да, говорит Всевышний, можно послать разведчиков, раз народ настаивает на этом, но не тех, кого они рассчитывают отправить — злодеев, которые заранее настроены на то, чтобы оклеветать Землю Израиля. Нет, отправить следует тех, кого выберет Моше. И комментаторы отмечают, что перед тем, как они отправились с этой миссией, они были порядочными людьми. И поэтому, даже поддавшись впоследствии соблазну и наговорив народу нехороших вещей о входе в Землю Израиля, они не смогли утаить тот факт, что сама Земля — прекрасна и плодородна. Это сыграло в дальнейшем свою роль — евреи раскаялись в своем нежелании идти туда (и даже проявили нетерпение), что было бы гораздо сложнее, если бы они не услышали ни одной похвалы Земле Израиля.
  • 2. Это второе противоречие вызвало целую «бурю» комментариев, и можно выделить среди них два основных направления:
  • Самое простое объяснение гласит, что Моше имел в виду: как в истории с разведчиками, за которую были наказаны почти все, так и в других случаях люди проявляли нетерпение и в результате случался грех. Например, у Мей-Мерива — со скалой, которая должна была дать воду. Эта история окончилась тем, что наказан был уже сам Моше, о чем он и упоминает здесь. То есть, как и в случае с разведчиками, когда наказаны были вы, у Мей-Мерива вы тоже были виноваты частично, но наказан был уже я. Так объясняет, например, Рамбан.

    Однако из слов Кли Якар и Орах Хаим следует, что эти истории все же связаны между собой. Ведь разведчики (а вслед за ними и все остальные, кто принялся плакать) проявили недостаток веры в Творца, в этом и состоял основной их грех. Моше в истории со скалой имел уникальный шанс исправить его и вернуть веру народа Израиля на прежний уровень, но упустил этот шанс. Поэтому и был вместе с остальными наказан тем, что не вошел в Землю Израиля. Более того, как ни парадоксально, именно вследствие своей высокой праведности Моше не мог войти туда — ведь Храм, который он воздвиг бы, войдя в Землю Израиля, должен был стать нерушимым. И если народ согрешил бы, наказание было бы строже, так как нельзя было бы в качестве части наказания разрушить Храм. А если бы Моше поднял духовный уровень Израиля на прежнюю высоту, такого развития событий не пришлось бы опасаться, и Моше мог бы войти в Страну и строить Храм. Таким образом, обе истории связаны, и хотя Моше был наказан за собственный проступок, наказание могло быть иным, если бы не предваривший его грех разведчиков.

    С уважением, Овадья Климовский

    Материалы по теме


    Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

    Недельная глава Бехукотай

    Рав Реувен Пятигорский,
    из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

    По материалам газеты «Истоки»

    Глава Бехукотай

    Рав Исроэль Зельман,
    из цикла «Книга для изучения Торы»

    Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

    Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

    Исраэль Спектор,
    из цикла «Врата востока»

    Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

    «Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

    Рав Бенцион Зильбер

    И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.