Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Куда смотрел Пинхас, и почему Моше не разгневался на него?

Темы: Пятикнижие, Пшат, Моше, Война, Коэн, Матот, Пинхас, Рав Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом. В НГ Матот описывается, как Моше рабейну послал по тысяче от колена и Пинхаса во главе отомстить мидьянитянам. Когда они вернулись, Моше рабейну разгневался на военачальников и т.д. Вопрос. Куда смотрел Пинхас, и почему не на него разгневался Моше? Йосеф Шалом

Отвечает рав Овадья Климовский

Здравствуйте, уважаемый Йосеф Шалом!

Рамбан утверждает, что Пинхас нес ту же ответственность за ошибку, совершенную генштабом, что и военачальники, однако Моше решил оказать ему почет, не гневаясь на него лично, так как Всевышний заключил с ним персональный «Союз мира». Это следует и из Мидраша Сифри — сам Пинхас оправдывался перед Моше за ошибку, объясняя, что военачальники поняли приказ Моше отомстить мидьянитам так, как понимали подобные приказы во время остальных, обычных войн.

Интересный комментарий есть в книге Мешех Хохма, которая славится своим талмудическим анализом текста Торы на уровне пшат — простого понимания написанного текста. Ведь все же открытым текстом нигде не сказано, что Пинхас имел какое-то отношение к разбирательству, что и вызвало Ваш вопрос. Автор Мешех Хохма пишет, что Пинхас и не мог нести ответственность за то, что мидьянские женщины были оставлены в живых. Дело в том, что увещевать других с пользой можно лишь тогда, когда сам упрекающий находится в том же положении, что и остальные. В данной же ситуации Пинхас понимал, что если он начнет уговаривать казнить мидьянитянок, военачальники возразят ему: тебе легко требовать этого, ведь ты ничего не теряешь. Как известно, на войне существует особое разрешение Торы взять себе жену из пленниц, поэтому военачальники, казнив женщин, должны были лишиться такой возможности. Независимо от того, насколько велико было их желание воспользоваться этой возможностью, Пинхас не считал себя вправе упрекать их, ведь ему, как священнику, такая женщина в любом случае была запрещена. Поэтому он ничего не терял, и ему могли возразить что-нибудь вроде: «Тебе легко говорить». Учитывая это, Моше не считал, что Пинхас должен отвечать за совершенную ошибку.

Нэцив объясняет проще — Пинхас не был уполномочен вмешиваться в решения генштаба, он шел на войну в качестве священника, а не военачальника…

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.