Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Старец не развьючивает осла своего врага?

Темы: Мишпатим, Заповеди, Уважение, Помощь, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Добрый день, вопрос по главе Мишпотим, гл. 23 ст. 5: «Если увидишь осла врага твоего лежащим под ношею своею, то не оставляй его: развьючь вместе с ним». Вопрос о комментарии Раши на слово «развьючь» — азов тазов имо. Раши пишет:

Здесь это слово означает «помогать», как в стихе «…и раскается Он (в решении) о рабах своих, когда Он увидит, что ослабела рука их и нет ни заключенного, ни вольного (вэ-эфес ацур вэ-азув)» (Речи 32, 36). И также «ва-йаазву — и укрепили Йерушалаим до стены» (Нехемия 3,8) — заполнили землей, чтобы укрепить и упрочить стену. (Что касается слова ки — «если увидишь осла и т.д.», то) подобное (употребление находим в стихе) «Если скажешь в сердце твоем: Числом эти народы больше меня и т.д.» (Речи 7, 17—18) — «Быть может, ты скажешь так?» Это вопрос. — «Не бойся их, (и не говори так)». А наши мудрецы давали слову азов hалахическое толкование: «Если увидишь (осла врага твоего)… откажешь» — в некоторых случаях ты отказываешь, а в некоторых случаях помогаешь. Каким образом? (Если это) старец и недостойно его (развьючивать осла) — откажешь. Или если животное принадлежит иноверцу, а поклажа принадлежит Исраэли — откажешь (Мехильта).

Почему про старца сказано откажешь? Может, поможешь? Н.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Н.!

Спасибо за Ваш развернутый комментарий, предваряющий вопрос, как говорится: хороший вопрос — это уже половина ответа.

Есть несколько заповедей, по поводу которых Тора сделала оговорку, освободив от их исполнения определенную категорию людей. Так, от помощи в развьючивании скотины и от возвращения пропажи освобождены пожилые, почтенные люди, которым не подобает заниматься такими вещами. Представьте себе убеленного сединами раввина, который, растопырив руки, у всех на глазах гоняется за убежавшей от соседа курицей. Скорее всего, и за собственной курицей он не стал бы бегать, теряя достоинство; в таком случае он освобожден и от обязанности делать это для другого человека (Хошен Мишпат 263:1). В соответствии с этим же принципом Тора освобождает его от обязанности помогать навьючивать или развьючивать чужого осла и т.п. (там же, 272:3).

Так что речь в начале процитированного Вами отрывка идет о том, КТО, по идее, должен помогать, но освобождается от этого. А вопрос Ваш, вероятно, возник оттого, что в следующем примере говорится уже о том, КОМУ помогать не обязаны.

С уважением, Овадья Климовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.