Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В какой последовательности говорить благословения?

Темы: Благословения на еду, Благословения, Биркат аМазон, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Хотела бы узнать про благословение Меэйн Шалош. На какие 5 видов фруктов их нужно говорить? И какая вообще последовательность фруктов по важности среди них? И если ты еще вдобавок съел булку, что первее благословляется — булка или плод? Спасибо.

Отвечает рав Берл Набутовский

Благословения — это достаточно обширная тема, требующая изучения. Тем не менее, попытаюсь кратко ответить на Ваш вопрос.

В первую очередь, очень важно не путать законы благословений до еды и благословений после еды. Начнём с благословений перед едой.

Благословений перед едой всего шесть: на хлеб говорят А-Моци («…Выводящий хлеб из земли»), на другие мучные изделия — мезойнес («…Сотворивший разнообразные виды пищи»), на вино — Борэй приа-гофен («…Сотворивший плод виноградной лозы»), на фрукты — Борэйприа-эц («…Сотворивший плод дерева»), на овощи — Борэйприа-адомо («…Сотворивший плод земли»), на всё остальное — ше-а-коль («…по слову Которого создано всё»).

Если Вы собираетесь есть булку или любой другой вид хлеба, то в большинстве случаев следует омыть руки и произнести А-Моци. Это благословение «подразумевает» все основные блюда, которые входят в трапезу, и других благословений перед едой не требуется.

Если Вы есть хлеб не собираетесь, порядок благословений следующий:

В первую очередь произносим мезойнес на мучные изделия (но не хлеб), приготовленные из одного из пяти злаков: пшеницы, ячменя, полбы, ржи или овса. Если перед Вами рис, или пшено, или блюдо из риса, то перед тем, как его есть, тоже следует произнести мезойнес.

Потом произносим благословения на:

1. Вино — Борэй приа-гофен

2. Оливки

3. Финики

4. Виноград

5. Инжир

6. Гранат

7. Любой другой фрукт, растущий на дереве, — все Борэйприа-эц.

8. Овощи, растущие на земле или на кусте (включая бананы), — Борэй при а-адомо.

9. Всё остальное — ше-а-коль.

Благословения Мэ-эйн шалош, о которых Вы спрашиваете, относятся к благословениям после еды. Их всего три вида:

:

1. Биркас а-Мазон, которое произносится после трапезы с хлебом. Если Вы произносите Биркас а-Мазон, то «подразумеваете» всё, что съели, и никакого другого благословления произносить не требуется.

2. Благословение Мэ-эйн шалош (Завершающее «тройное» благословение), которое произносится (а) после употребления мучных продуктов из пяти злаков (но не из риса и пшена), (б) вина и (г) пяти видов фруктов, упомянутых в списке выше. Если Вы ели, скажем, печенье с финиками, то необходимо упомянуть и аль а-михья («за пищу и средства к существованию») и аль а-эц вэ-аль при а-эц («за дерево и плод дерева») в Мэ-эйн шалош. То же самое относится к вину. Порядок такой, как я привёл, но благословение произносится один раз с упоминанием всего, что Вы ели.

3. После риса, пшена, фруктов, не относящихся к упомянутым пяти видам, овощей, рыбы, мяса, воды и всего остального произносят Борэй нэфошос («…Сотворивший множество живых существ»). Мэ-эйн шалош, в отличие от Биркас а-Мазон, не «подразумевает» эти продукты. Поэтому, если Вы ели мясо и запивали его вином, необходимо сказать и Мэ-эйн шалош на вино, и Борэй нефашос на мясо. Единственное исключение: если Вы ели, скажем, гранат и яблоки, то Мэ-эйн шалош на гранат «подразумевает» яблоки, так как и то, и другое — это «плод дерева».

Не забывайте, что благословение перед едой произносится на любое, даже самое минимальное количество пищи. Благословение после еды произносится, только если Вы съели определённое количество пищи — шиур.

Надеюсь, что немного прояснил для вас вопрос благословений. Более подробно об этом читайте в Кицур Шулхан Орух, начиная с 48ой главы и далее.

С уважением, Берл Набутовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.