Темы: Суббота, Еврейский календарь, Яков Шуб
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныАлахическое время выхода звёзд на 15 минут позже, чем я сам увидел их на небе. Можно ли ориентироваться на это и выходить из шабата на основании уже вышедших на небе трёх звёзд? Спасибо, М.
Уважаемый М.,
Большое спасибо за ваш вопрос. Действительно, основным «показателем» исхода субботы является появление звёзд. Попробуем разобраться, какие именно звёзды должен увидеть человек, чтобы убедиться, что суббота уже закончилась.
Шулхан Арух (293:2) говорит: запрещено совершать работу на исходе субботы, пока не увидишь три малые звезды на близком расстоянии друг от друга. И хотя строго по букве закона достаточно и средних звезд, необходимо увидеть именно маленькие. Поскольку средние звезды легко спутать с большими, появление которых не свидетельствует об окончании субботы, т.к. их можно увидеть и днем. Кроме того, необходимое условие — чтобы на всём небе не осталось ни одной красной полосы (заката), включая то место, где заходит солнце.
Почему эти три звезды должны находиться близко друг к другу? Чтобы человек выполнил заповедь добавлять от будничного к святому — тосэфет шабат.
Как мы видим, определять время окончания субботы по звездам довольно непросто, т.к. надо быть уверенным, что видишь звезды нужной величины на нужном расстоянии друг от друга. В книге Орхот рабейну приводится мнение Хазон Иша: если на небе появилось 10 звезд, то можно быть уверенным, что среди них есть звезды необходимого размера.
На практике можно полагаться на это мнение при условии, что небо очистилось от «красноты», как было сказано выше. Однако большинство людей полагается на календари, в которых время исхода субботы обычно указано достаточно точно.
С уважением, Яков Шуб
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Суббота»
Рав Ицхак Зильбер
Лишь в 18 веке немецкому физику Карлу Гауссу удалось вывести формулу вычисления даты еврейского календаря, выпавшую на определенную дату общепринятого. За тысячи лет до этого еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
Рав Бенцион Зильбер
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Ашер Кушнир
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.