Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как себя вести с клеветником?

Темы: Обида, Злословие, Месть, Яков Шуб

Отложить Отложено

Здравствуйте! Недавно я прочла, что в процессе изучения законов учителями были сформулированы три типа речей, которых следует избегать:1. Неклеветнические и правдивые сведения и замечания о других. 2. Негативные, хотя и правдивые сведения. 3. Ложь и сплетни. Скажите, как следует реагировать на сказанную ложь человеку, которого оклеветали? Как ему себя вести с клеветником, и что он может предпринять? Заранее спасибо. Анастасия

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Анастасия,

Большое спасибо за Ваш актуальный вопрос. Сказано в Торе (Ваикра 19:18): «Не мсти, не храни злобы в сердце на сыновей народа твоего и возлюби ближнего своего, как самого себя». «Не мсти» — то есть не поступай с ним так же плохо, как он поступил с тобой. «Не храни злобы» — если он причинил тебе боль или страдание, не храни в своем сердце злобу и ненависть.

В книге Мэсилат йешарим Рамхаль пишет, что одна из причин, по которым человеку очень трудно расстаться со своими планами мести, — то, что в его сердце не затихает боль от нанесённой обиды и ему кажется, что месть его успокоит. Поэтому, если человеку удастся перебороть себя и отказаться от мести, то боль и воспоминания об обиде уйдут сами собой.

Отказаться от желания мстить очень сложно, если мы не осознаем и не замечаем, что все события несут в себе особый смысл. Однако, понимая, что все, что с нами происходит, контролируется Вс-вышним, и часто это всего лишь отголосок прошлых событий и наших проступков, — мы с легкостью откладываем в сторону карающий меч. Именно поэтому наша главная задача — открыть свое сердце такому пониманию. Кроме того, стоит обратить внимание, какую пользу приносит нам выполнение этой заповеди. Если многие из нас станут сдержанней и не будут хранить в сердце злобу, мир, несомненно, изменится к лучшему.

Однако запрет мстить не нарушается, если «мщение» совершается в сам момент конфликта. В это время человеку трудно молчать и не реагировать на оскорбления, поэтому Тора не запрещает отвечать обидчику той же монетой. Все сказанное относится к обычным людям, мудрецу же следует быть более сдержанным. Он не должен позволять вовлечь себя в конфликт, не должен гневаться. Что же касается праведников, то они полностью контролируют себя и вовсе не реагируют на нападки и оскорбления — опасаясь рассердиться сильнее, чем это необходимо.

Следует отметить, что если человека оскорбляют родители, Тора запрещает реагировать на их замечания в той же форме, что и они, тем же тоном и в той же манере.

В заключение приведём рассказ из книги рава Ицхака-Айзека Сильвера о законах взаимоотношений между людьми, которая скоро, с Б-жьей помощью, выйдет на русском языке.

Один из учеников рава Натана-Цви-Финкеля рассказал нехорошие вещи о своем товарище, что привело к отмене помолвки этого товарища с девушкой из хорошей семьи. Но на этом все не кончилось. Поскольку ученик остался неженатым, его забрали в царскую армию, и ему пришлось пройти много тяжких испытаний.

Через несколько лет ученик рава Финкеля написал раву письмо, в котором признавал свою вину и просил учителя сделать все возможное, чтобы товарищ простил его. Учитель связался со вторым учеником и рассказал обо всем. Выслушав его, ученик встал и сказал: «Я полностью прощаю его (мехила гмура)». Рав был очень удивлен. Чтобы после стольких страданий так быстро простить, нужно обладать особыми душевными качествами и сильной волей. Рав Финкель обратился к ученику еще раз: «Ты действительно не хранишь на него зла?» Тот без всякого промедления повторил: «В моем сердце нет ни капли обиды, ни желания мстить и никакой злобы». Учитель подошел, поцеловал его и назвал его настоящим праведником.

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.