Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что ответить коллегам — «духовным израильтянам»?

Темы: Христианство, Танах, Рамбан, Пророки, Овадья Климовский, Йешаягу

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый рав. Мне приходится по службе иметь дело с коллегами-христианами. Прошу, помогите ответить на очередной вопрос, заданный мне одним из «духовных израильтян». Вот этот вопрос: Ис. 65:1—16. Насколько я могу понять эти стихи, в них четко говорится о другом народе, не евреях. И не знаю, как можно объяснить эти стихи по-иному. Хотя не сомневаюсь, иудаизм дает этим стихам иное объяснение. Хотя еще проще отвергнуть всю Библию, кроме Пятикнижия Моисея. А 19 стих 66 главы говорит о следующем: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам: в Фарсис, в Пулу и Луду, к натягивающим лук, в Тубалу и Явану, на дальние острова, которые не слышали обо Мне и не видели славы Моей; и они возвестят народам славу Мою». То есть, иными словами, христиан Бог пошлет к другим народам проповедовать о Христе, проповедовать христианское учение. А иудеи говорят, что никого не агитируют приходить в иудаизм, и даже напротив того, говорят желающим, чтобы не спешили — стать иудеями. Уверенность христианства в том, что Бог призвал их к Себе, назвал их Своим народом — Духовным Израилем — основывается и на других стихах Библии, прямо говорящих о том, что евреи не приняли Христа, и Он вынужден был изменить Свои планы, и вместо евреев избрать Себе другой народ, которому даст Свое имя — христиане. «Пришел к Своим, и Свои Меня не признали». Помогите, я не могу не ответить. Л.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Л.!

Прежде всего, могу порекомендовать Вам брошюру «Диспут Нахманида» (ее можно найти в свободном доступе в Сети), которая является фактически стенографией знаменитого диспута, в котором арагонский король заставил участвовать великого еврейского ученого эпохи средневековья — рабби Моше бен-Нахмана. Оппонентом его был монах из евреев-выкрестов, который полагал, что неплохо разбирается в Талмуде и прочих еврейских источниках. Основные претензии христиан к еврейской вере представлены там вместе с разгромными ответами мудреца. Победителем диспута, разумеется, был объявлен монах, но король выразил Рамбану свое особое восхищение, подарив ему 300 дукатов. За распространение записей Диспута престарелый ученый подвергся преследованиям, и есть основания полагать, что именно это и послужило причиной его переезда Эрец-Исраэль.

Кроме этого, в наше время написано достаточно книг, где подробно разбираются все вопросы по этой теме.

По поводу Вашего вопроса — рассмотрим его по пунктам.

1. Йешая 65:1—16. Не очень понятно, в чем проблема, однако из текста и комментариев довольно ясно следует, что пророк обращается здесь к народу Израиля, предрекая наказание и вечное порицание для злодеев, и добрую память — для праведников.

2. Хотя еще проще отвергнуть всю Библию, кроме Пятикнижия Моисея. Еще проще было бы, не дай Б-г, отвергнуть и последнее, но мы не ищем легких путей. Мы ищем Истину. Одна из истин состоит в том, что Книги Пророков, как и Пятикнижие, переданы нам по Традиции без изменений, поэтому мы относимся серьезно к каждому слову, написанному в них.

3. А 19 стих 66 главы говорит о следующем: «И положу на них знамение, и пошлю из спасенных от них к народам…». То есть, иными словами, христиан Бог пошлет к другим народам проповедовать христианское учение. Те, кто трактуют данный стих таким образом, должны привести источники подобной интерпретации. Простой смысл его другой — из контекста видно, что речь об осаждающих Иерусалим во время последней войны. Многие погибнут, а часть оставшихся поедут по всему миру и расскажут, что с ними там произошло, и так этот стих объясняют все наши комментаторы.

4. А иудеи говорят, что никого не агитируют приходить в иудаизм. Это верно, однако когда народы мира будут готовы слушать и сами станут просить евреев научить их, как служить Всевышнему (совсем необязательно для этого переходить в иудаизм, каждый может служить Ему на своем месте), никто им не откажет в этом. Частично это происходит уже в наши дни…

5. Уверенность… основывается и на других стихах Библии, прямо говорящих о том, что евреи не приняли Христа… Эти «другие стихи» тоже интерпретируются так, как это выгодно основателям этой религии, однако из контекста, как правило, видна несостоятельность подобных трактовок, не говоря уже о заведомо ложных переводах, на которых базируются основы веры в «непорочное зачатие» и проч. Тем более, цитаты из так называемого «Нового Завета» никак не могут служить доказательством его истинности. Подробные ответы на конкретные вопросы можно найти на нашем сайте и в вышеупомянутых книгах. Однако прежде чем вступать в дискуссию, может, стоит убедиться, что Ваши аргументы будут услышаны — иначе незачем и начинать ее, это приведет лишь к дополнительным обидам. Удачи!

С уважением, Овадья Климовский

Читайте:

Вступать ли в полемику с христианами и мусульманами?

Христианство и иудаизм

Почему это место в Иудаизме заклеено?

Здесь вы явно ошибаетесь — подумайте сами!

Прецедент 1263 года

Можно приобрести: Диспут Нахманида

Материалы по теме

РАМБАН — Раби Моше бен Нахман (Нахманид)

Ш.Л. Абрамович

В 1263 году, по инициативе короля Испании, состоялся диспут — между РАМБАНом и доминиканским монахом, крещенным евреем, братом Пабло. Рамбан битву умов выиграл. Не желая, чтобы аргументы священника были окончательно разбиты, король прервал диспут, сказав: «В первый раз вижу человека, который, будучи неправ, так ловко и убедительно сумел бы отстаивать свою позицию… »

Продолжение темы «Евреи Испании»

Хава Куперман,
из цикла «Уроки еврейской истории»

Врата воздаяния. О Геиноме

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.