Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли носить в субботу корсет, чтобы платье лучше сидело?

Темы: Суббота, Одежда, 39 мелахот, Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые Раввины! Я заранее Вам очень признательна за Ваш ответ и прошу прощения за мой вопрос. Я никогда бы не осмелилась занимать Ваше время, но с недавнего времени я решила не одевать брюки, а только юбки, платья и т.д. и, чтобы они лучше сидели, стала одевать под верхнюю одежду корсет. Можно носить этот корсет в Шабат и праздники, если не трогать шнуровку и не завязывать и не развязывать узел, а отрегулировать его накануне?

Отвечает рав Яков Шуб

Спасибо за интересный вопрос. Для того чтобы ответить на него, необходимо рассмотреть, существуют ли при использовании данного вида одежды проблемы с точки зрения кошер («завязывания») и тофэр («шитья») — действий, которые относятся к 39 работам, запрещённым в субботу. Рассмотрим это.

1. Если обычно такую одежду завязывают на простой узел (одинарный узел и сверху бантик, как, например, в обычных ботинках) и развязывают его в течение 24 часов, нет никакой проблемы в том, чтобы завязывать и развязывать его в субботу (Шулхан Арух 317:1). Подробнее об этом, а также о том, можно ли будет в данном случае завязать двойной узел, читайте «Можно ли завязывать узел рюкзака для переноски ребёнка в субботу?»

2. В Гмаре (Шабат 75а, по мнению Раши) сказано: запрещено подтягивать нитку, чтобы затянуть шов, который разошелся, поскольку это является тофэр, шитьём — одной из 39 работ, запрещённых в субботу. Т.е. несмотря на то, что в данном случае человек не пользуется ниткой с иголкой и не производит обычных для шитья движений, это действие будет запрещено, поскольку в конечном итоге оно приводит к тому, что два куска ткани соединяются.

Отсюда некоторые мудрецы вывели запрет затягивать шнуровкой разрезы на одежде, которые иногда делают на воротнике, рукавах или спине (Шулхан Арух 340:7). Некоторые (респонс Гинат врадим) полагают, что это запрет из Торы, поскольку, когда речь идёт о шитье, не имеет значения, делается это на время или навсегда. Однако другие галахические авторитеты (Левуш, Шулхан Арух а-Рав) считают, что в данном случае затягивание шнуровки не является шитьем, поскольку понятно: для того, чтобы снимать и надевать одежду, необходимо постоянно затягивать и распускать шнуровку; однако такое действие будет запрещено мудрецами, поскольку о подобном действии говорится в Гемаре.

В любом случае, по всем мнениям запрет существует только в том случае, когда отверстия, через которые пропускают шнурок, не обработаны специальным образом (Шулхан Арух 340:7). Если же отверстия обмётаны или в них установлены специальные кольца, затягивание и распускание шнуровки не является шитьём и рассматривается просто как расстёгивание и застёгивание пуговиц. Поэтому в Вашем случае, если отверстия обработаны, нет никаких проблем с тем, чтобы использовать этот предмет туалета в субботу.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Как ведёт себя царская дочь в присутствии царя?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.