Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли делать гимнастику в субботу?

Темы: Суббота, Спорт, Яков Шуб

Отложить Отложено

Можно ли делать обычную утреннюю гимнастику в Субботу? С уваж., Изабелла.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемая Изабелла, большое спасибо за Ваш вопрос. К сожалению, на него невозможно ответить однозначно, поскольку это зависит от того, какого рода упражнения выполняются и с какой целью, см. ниже.

Сначала небольшое вступление. В Мишне Шабат (147а) сказано, что физические нагрузки в субботу запрещены. Мнения ришоним (ранних комментаторов), о каких именно физических нагрузках идет речь, разделились. Раши объясняет, что речь идет о растирании тела с силой, что само по себе является будничным занятием и запрещено мудрецами. Рамбам (21:28) в свою очередь считает, что запрещены физические упражнения, разогревающие тело, в результате чего выделяется пот; это несет в себе лечебный эффект. Следовательно, по мнению Рамбама, на эти действия распространяется общий запрет мудрецов принимать лекарства в субботу.

Шулхан Арух (328:42) приводит мнение Рамбама. Мишна Брура (328:130) объясняет: причина запрета следующая — иногда для того, чтобы больной пропотел, ему дают специальные лекарства. Поэтому мудрецы запретили применять любые методы, приводящие к выделению пота, в частности, физические упражнения.

Теперь обратимся непосредственно к Вашему вопросу. Если утренняя зарядка больше напоминает спортивную тренировку и включает физические упражнения, которые дают нагрузку различным видам мышц, например, отжимания, приседания, а там более упражнения с различными спортивными принадлежностями (гантели, эспандер и т.п.), то она в субботу будет запрещена. Во-первых, поскольку эти действия подобны тем упражнениям, о которых говорил Рамбам и которые выполнялись для оздоровления, хотя в данном случае они выполняются не для того, чтобы добиться выделения пота. Во-вторых, подобные упражнения являются будничным занятием (Маген Авраам 328:48, Мишна Брура 328:136, респонсы Циц Элиэзер 6:4).

Однако если речь идет о легких физических упражнениях, которые выполняются с целью «расправить» суставы и пробудиться ото сна, например, вращение головой, туловищем, руками и т.п., с ними указанных проблем не существует и их можно выполнять в субботу (Шмират Шабат кэ-Илхата 14:38, респонсы Циц Элиэзер 6:4). Кроме того, в большинстве случаев человек получает от таких упражнений удовольствие, и это является еще одной причиной разрешить их выполнение в субботу, подобно тому, как детям разрешается бегать и прыгать в субботу, поскольку это доставляет им удовольствие (Шулхан Арух 301:5, Шмират Шабат кэ-Илхата, от имени Рава Шломо-Залмана Ойербаха зацаль 16, прим.99).

С уважением, Яков Шуб

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.