Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли находиться в такой гостинице в субботу?

Темы: Суббота, Яков Шуб, Путешествия, Электроприборы

Отложить Отложено

Многоуважаемому раву благословения и доброй ночи! В номере в отеле в шаббат. Когда не находятся в номере, то после некоторого времени отключается свет и кондиционер. Когда открываешь дверь и заходишь, всё включается. Вопрос: Как поступать в Шаббат? Это «грАма»? Можно в таком отеле находиться? Нельзя? Заранее? Постфактум? На каком основании? С уважением, А. Яаков.

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый А. Яаков,

Большое спасибо за Ваш вопрос. Изначально не следует находиться в такой гостинице в субботу. Если Вы попали туда до субботы, необходимо заранее позаботиться о том, чтобы перевести систему освещения в обычный режим. Если не удалось перевести систему освещения в обычный режим и у Вас нет другого места, где можно было бы остановиться в субботу, то необходимо руководствоваться инструкциями, приведенными ниже.

Рассмотрим сначала, как еврейский закон расценивает открывание двери, которое приводит к зажиганию света. Само по себе открывание двери, безусловно, является действием, разрешенным в субботу. Однако если это действие неизбежно приводит к совершению другого действия, запрещенного в субботу, в нашем случае — зажиганию света, то в субботу оно также будет запрещено. Такая ситуация на языке Галахи называется псик рэйша — действие, которое неизбежно приводит к определённому результату (Гмара Шабат 133а). Кроме того, то, что человек заинтересован в результате запрещенного действия, т.е. хочет, чтобы в комнате зажёгся свет, также осложняет ситуацию. Такая ситуация будет называться псик рэйша дэ-ниха леи — действие, неизбежно приводящее к определённому результату, желательному для этого человека.

Так как же быть с открыванием двери? Существует мнение, что разрешено напрямую попросить нееврея совершить псик рэйша, поскольку в данном случае мы рассматриваем нееврея как посланника, совершающего разрешенное действие (открывание двери), а то, что при этом совершается и запрещенное действие (включение света), к еврею не имеет никакого отношения. Мишна Брура приходит к заключению, что в случае необходимости можно полагаться на данное мнение (Мишна Брура 253:99, 253:51, Игрот Моше, Орах Хаим 2:68).

Однако не все согласны с тем, что открывание двери, вследствие которого зажигается свет, является псик рэйша. Рав Шломо Залман Ойербах рассматривал похожую ситуацию, а именно открывание двери холодильника, которое также приводит к зажиганию света. Он пришел к заключению, что поскольку система освещения в холодильнике изначально устроена таким образом, что включение и выключение света постоянно происходит только в результате открывания и закрывания двери, то мы рассматриваем это так, как будто бы человек включил свет руками (Шмират Шабат кэ-Илхата 3:31,3). Соответственно, нельзя будет попросить нееврея совершить такое действие.

В этом случае необходимо будет оставить включенной настольную лампу или ночной светильник для того, чтобы даже если включится центральное освещение, оно было бы лишь дополнением к уже существующему. И тогда можно намекнуть нееврею о том, чтобы он открыл дверь, так, чтобы нееврей сам понял, что Вам нужно открыть дверь (Мишна Брура 307:11), например, сказав: «Я не могу войти в комнату». Однако, как было сказано выше, изначально находиться в такой гостинице запрещено.

Теперь рассмотрим ситуацию с закрыванием двери. Если, как Вы утверждаете, свет после того, как закрыли дверь, гаснет не сразу, а через некоторое время, такое действие считается опосредованным и называется на языке галахи грама. Однако сама по себе грама в субботу ашкеназам запрещена, за исключением случаев, когда это связано с финансовыми потерями (Рамо 334:2).

Но в нашей ситуации существует ещё один облегчающий фактор: выключение света происходит посредством закрывания двери, действия, которое само по себе разрешено в субботу и которое, в свою очередь, приводит к тому, что через некоторое время происходит запрещенное действие — выключение света. Кроме того, человек не заинтересован в результате запрещенного действия, т.е. выключение света происходит из-за нужд гостиницы, а для самого человека оно не имеет никакого значения. На языке Галахи это называется псик рейша дэ-ло ниха леи бэгрома (действие, которое неизбежно, хотя и опосредованно, приведёт к определённому результату, в котором человек не заинтересован).

По-мнению Рава Шломо Залмана Ойербаха зацаль такое действие не запрещено, поскольку мы считаем, что опосредованное действие грама запрещено только в том случае, когда человек намеревается совершить таким образом запрещенное действие. Если же грама происходит в результате совершения какого-то другого, разрешенного действия, в нашем случае — в результате закрывания двери, то мы считаем, что совершить запрещённое действие не входило в намерения человека (Минхат Шломо 1:10(6), Шмират Шабат кэ-Илхата 12, прим. 51). Но поскольку не все галахические авторитеты придерживаются этого мнения, лучше попросить нееврея закрыть дверь.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Псик рэйша — «оторви голову»?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.