Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как понять «Да не борется дух Мой в человеке вечно…»?

Темы: Душа, Ноах, Потоп, Значение слов в Торе, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Шалом! Объясните, пожалуйста, как понять слова Всевышнего: «НЕ СПОРИТЬ духу Моему из-за человека вовек» (Берейшит 6:3)? С кем спорит Всевышний о человеке? С уважением, Михаил

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Михаил!

Слово йидон, использованное здесь, скорее означает «судиться», оно однокоренное со словом дин, суд. Мудрецы объясняли эту фразу по-разному (их мнения приводятся в трактате Сангедрин, в Авот де-рабби Натан и других источниках).

Большинство комментаторов полагают, что Всевышний обещает здесь не задерживать возмездие грешному поколению более чем на 120 лет. То есть, суд над ними не будет откладываться навеки. По некоторым мнениям, этот срок был необходим для того, чтобы Творец успел дать подобающую награду немногим жившим в ту пору праведникам. По другим мнениям, необходимо было дать грешникам возможность раскаяться. Многие видят здесь также намек на то, что поколение злодеев должно было погибнуть безвозвратно — так, что даже на Великий Суд, о котором страшно подумать и который ждет всех в конце дней, они не попадут. Ведь после этого суда должен настать Грядущий мир, в котором у них нет удела.

Радак (раби Давид Кимхи) полагает, что это слово обозначает «противостояние» — животные инстинкты людей находятся в постоянном противоречии с возвышенным устремлениям души. На это противостояние, в котором у души была возможность победить, Всевышний отпустил поколению Потопа 120 лет.

Интересно замечание Ибн-Эзры: хотя здесь и говорится о сроке, отпущенном поколению, фраза построена так, будто речь идет о жизни конкретного человека. Поэтому и употреблен глагол «судиться», так как душа является судьей для тела. Возможно, здесь содержится намек на то, что именно душа должна определять, что будет делать тело, а не наоборот…

Некоторые комментаторы объясняют просто: не будет душа пребывать в теле более 120 лет. На это другие замечают: ведь мы видим, что до Авраама и даже позже люди жили намного дольше, а впоследствии — наоборот, нормой было 70-80 лет. Возможно, имелось в виду некое усреднённое число — Моше рабейну прожил ровно 120 лет. Однако рассказывают, что когда кто-либо желал рабби Моше Файнштейну, благословенна память о праведнике, «жить до 120 лет», он отвечал полушутя: зачем проклинаешь меня, может, мне отпущено больше…

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Жизнь человека ограничена 120 годами?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.