Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Имеет ли мысль духовную структуру?

Темы: Мысли, Материя, Духовность, Самосовершенствование, Берл Набутовский

Отложить Отложено

Добрый день, уважаемый рав! — Скажите, пожалуйста, считается ли мысль чем-то духовным, не принадлежащим к материальному миру? Именно сама мысль; имеет ли она духовную природу, или природа её — физическая? Интересна точка зрения иудаизма на этот счёт. — А также такой вопрос: в чём, по иудаизму, состоит смысл жизни еврея? Понимаю, что вопрос этот сложен и ответить на него кратко — довольно сложная задача, поэтому поставлю вопрос более узко: состоит смысл прихода еврея в этот мир в служении Творцу или в продвижении своей души на более высокие духовные уровни? Может, и то, и другое? А может, и ни то, и ни другое, а что-то третье? Буду благодарен за ответы!

Анонимус

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый Анонимус!

Мне кажется, совершенно очевидно, что мысль имеет физические свойства. Человеческий мозг излучает электромагнитное поле. Интенсивность этого поля можно измерить и определить уровень активности мозга. Напряжённость мысли у человека, изучающего какой-либо сложный материал или играющего в шахматы, или почти полное отсутствие мысли у спящего или сидящего перед телевизором — это физическая реальность.

Конечно, с точки зрения Иудаизма физическая реальность совсем не однородна. Есть вещи более приближённые к духу, а есть вещи от него отдалённые. Например, первые скрижали были настолько близки к реальности духовной, что плавно переходили из бытия в небытие. Написано, что Мойше держался только за их нижнюю часть, т.к. верхняя часть имела духовное свойство, и держаться за неё было невозможно.

Наше взаимодействие с этим миром разделяется на три сферы — действие, речь, и мысль. При этом действие это наиболее грубый, физический уровень, а мысль, наоборот, наиболее духовный. Все три сферы, несомненно, имеют связь с духовным миром. Когда человек выполняет мицву, даже самую «физическую» и «грубую», например, строит сукку и ест в ней, он положительно влияет на духовные миры. Точно так же, если человек, не дай Б-г, совершает грех, неважно, связан он с запрещённым действием, словом или мыслью, он оказывает разрушительное влияние на духовные миры.

Вещи, которые по своей природе ближе к духовному, влияют на духовные миры менее опосредованно, «напрямую». Поэтому, с точки зрения Торы, духовный рост почти невозможен без работы именно над интеллектуальным развитием и когнитивным осмыслением Б-гослужения. Отсюда естественным образом вытекает и то значение, которое Иудаизм придаёт изучению Торы — «изучение Торы равно всем остальным заповедям вместе взятым» (трактат Шабес 127а).

Есть также и обратная связь. Вс-вышний постоянно творит наш мир и влияет на него. Однако это влияние в большой степени скрыто от нас. Иногда оно проявляется более открыто — это то, что называется «раскрытое провидение» — ашгохэ протис глуя. Открытое влияние Всевышнего на сферу мысли «встречается» чаще всего.

Теперь то, что касается смысла жизни.

Оба Ваши предположения верны. Вернее, оба они сводятся к одному и тому же, хотя совсем нетривиальным образом.

Вс-вышний создал мир для того, чтобы дать созданиям максимальное добро. Величайшее наслаждение это познание (так сказать) единства Вс-вышнего и приближение к Нему. Чем более высокого духовного уровня человек достигает, тем большее сближение (так сказать) со Вс-вышним возможно для него. Таким образом, повышая свой духовный уровень, человек выполняет волю Вс-вышнего и оправдывает свое существование.

Каким же образом достигается духовный рост? Самый короткий ответ на этот вопрос — самопожертвованием ради служения Вс-вышнему. Это проявляется в разных видах заповедей. Например, любовь к ближнему требует самопожертвования — «как самого себя», изучение Торы требует самопожертвования — «человек должен убиваться над Торой» (трактат Брохос 63б).

Таким образом, возникает парадоксальная ситуация: в идеале человек должен служить Вс-вышнему с полной самоотдачей, полностью забыв о собственной выгоде. Результатом этого является то, что он достигнет наиболее высокого духовного уровня и получит наибольшую награду — наслаждение в будущем мире! (На самом деле, наслаждения в этом мире человек достигает точно так же, но это отдельная тема.) То есть, самое выгодное для нас это забыть о собственной выгоде! Поставив интересы других выше своих собственных интересов, мы поднимаемся на максимальный духовный уровень и добиваемся максимума в служении Вс-вышнему. Это и есть смысл жизни.

С уважением, Берл Набутовский

Читайте: Структура разума

Слушайте и читайте: Смысл жизни

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.