Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Михаль, жена Давида, была также замужем за Адриэлем?

Темы: Потомство, Танах, Брак, Давид, Шауль, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Здравствуйте. Объясните, пожалуйста, почему в Шмуэль II, 21.8 написано: «И взял царь двух сыновей Рицпы, дочери Айи, которых она родила Шаулу, — Армения и Мефивошэта и пятерых сыновей Михали, дочери Шаула, которых она родила Адриэйлу, сыну Барзиллая из Мехолы», тогда как в Шмуэль I, 18.19: «Но вот, когда наступило время отдать Мэйрав, дочь Шаула, Давиду, то она отдана была в жены Адриэйлу Мехолатянину». Михаль что, кроме Давида и Палтия, также была замужем за Адриэйлем?

Геннадий

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемый Геннадий!

Вкратце — нет, Михаль не была замужем за Адриэлем. Почему же Танах говорит о ее детях, на первый взгляд, вводя нас в заблуждение? Этот вопрос интересовал уже наших мудрецов. Прежде всего, они отметили, что в Танахе ясно сказано: «А у Михали, дочери Шауля, до последнего ее дня не было ребенка» (Шмуэль II, 6:23). С другой стороны, как Вы верно заметили, прямым текстом указано, что женой Адриэля стала Мейрав, а Михаль была отдана Давиду. Из этого следует, что в книге Шмуэль II пророк хочет донести до нас какие-то дополнительные сведения, зашифровав их таким образом, чтобы мы обратили на это внимание. Что Вы и сделали.

И действительно, Гмара Сангедрин приводит два предания о том, какие выводы отсюда следуют. Во-первых, сравнивается замужество Мейрав и Михали. Нам точно известно из текста, что Михаль была отдана в жены Палти, несмотря на то, что она еще не получила гет (разводное письмо) от Давида[1]. Следовательно, говорят мудрецы, Писание приравнивает брак Мейрав к фиктивному браку Михали, «намекая», что и в браке Мейрав не все было благополучно. Комментаторы говорят, что она вышла замуж без разрешения отца, будучи помолвлена с Давидом. Более распространено мнение, что отец сам выдал ее замуж, хотя она фактически уже была посвящена Давиду, так как царь Шауль считал, что кидушин с Давидом не состоялись (см. в тексте подробнее, в чем были разногласия между Давидом и Шаулем по этому вопросу).

Кроме того, мудрецы доносят до нас предание о том, что Мейрав рано умерла, оставив пятерых детей. Михаль вырастила их, и в заслугу этого Писание именует ее их матерью. Примеров такого отношения Танаха мы находим немало — то же было сказано о Батье, дочери фараона, вырастившей Моше, то же — о Наоми, вырастившей сына Рут, и, по мнению Ибн-Эзры, это же относится к Шеальтиэлю, вырастившему Зерубавеля. Сфорно в нескольких местах, комментируя Тору, пишет, что тот, кто растит ребенка, называется «родившим» его, возможно, из-за тяжести этого процесса. Так он объясняет и проклятие, полученное Хавой — «… в муках будешь рожать детей» (Берейшит 3:16). То есть, не просто будешь мучиться при родах, а еще и хлебнешь горя, пока удастся вырастить детей людьми…

Интересно, что мудрецы отразили это и в Законе. Рамо в Хошен Мишпат (42:15) цитирует Агаот Маймониёт: если тот, кто вырастил сироту, называет его в официальных документах «мой сын», или, наоборот, тот называет его «мой отец», эти документы действительны[2].

Автор книги Мишбецот Заав на Танах подмечает, что эта мысль — о том, что предоставляющий человеку кров и пищу как будто дает ему жизнь, — как раз является темой отрывка, который Вы привели. Гивоним требовали от царя Давида отмщения на самом деле не за убитых — этих людей никто не убивал, как объясняют мудрецы. Все, что причинил им царь Шауль, — это лишение заработка. Тем не менее, это было приравнено к убийству. Ну, а если таков подход к дурным деяниям, то тем более он должен быть таковым к добрым делам, по правилу «Мера добра преобладает над мерой наказания» (Сота 11а).

С уважением, Овадья Климовский


[1] К чести Палти следует заметить, что, как ни велико было его желание воспользоваться оправданием, которым руководствовался Шауль, отдавая ему Михаль, он не прикасался к ней все время, что она находилась под его кровом.

[2] Для применения подобных законов на практике следует глубоко изучить материал, так как здесь существуют некоторые тонкости, из-за которых документы все же могут и не признать действительными, см. Питхэй Тшува.

Читайте:

Всевышний Сам Себе противоречит?

Без Устной Торы Письменная Тора оставалась бы закрытой книгой…

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.