Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли кошеровать керамические тарелки?

Темы: Кашрут, Яков Шуб, Кашерование посуды

Отложить Отложено

Здравствуйте. Моя подруга, начинающая в соблюдении, спросила меня насчет кошерования посуды. У нее есть керамические тарелки, которыми она очень долго не пользовалась. Но когда-то ими пользовались и для мясного (не трефного), и для молочного… Я, помня что керамика не подлежит кошерованию, так и сказала. Но она говорит, что слышала, что если долго не пользовались, то можно откошеровать. Скажите мне правильный ответ, пожалуйста. Р.

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы действительно правы, что при обычных обстоятельствах керамическая посуда, использовавшаяся для горячих блюд, не подлежит кошерованию.

Однако существует мнение Рава Мойше Файнштейна (Игройс Мойше, Йорэ Дэа 2:46): если запрещение посуды ведёт к большим финансовым потерям, разрешено кошеровать керамическую посуду, которая не использовалась в течение 12 месяцев. Способ кошерования, который он предлагает в данном случае, — сделать агалу три раза.

Свое решение Рав Мойше Файнштейн обосновывает следующим образом.

Во-первых, существует мнение Хохама Цви, который разрешает кошеровать любую посуду по прошествии 12 месяцев после последнего использования, а также мнение одного из ришойним (ранних комментаторов) Баал а-Итур, который разрешает кошеровать глиняную посуду с помощью трёхкратной агалы.

Во-вторых, в большинстве случаев такая посуда используется как кли шейни («вторая посуда» — ёмкость, в которую перекладывают пищу из кастрюли или сковороды, стоявшей на огне). Т.е. фактически в ней не варят пищу, а только перекладывают уже сваренную.

В-третьих, в некоторых ситуациях мудрецы допускают некоторые «облегчения», чтобы помочь человеку исправить сложившуюся ситуацию. Например, в Мишне (Гитин 55а) приводится ситуация с человеком, который украл бревна и построил из них дом, а теперь хочет исправить содеянное. Он должен вернуть только стоимость бревен. Несмотря на то, что по букве закона он должен был бы разрушить дом и вернуть те бревна, которые украл.

Соответственно, если речь идет о дорогой керамической посуде, которой не пользовались 12 месяцев, Ваша подруга может положиться на мнение Рава Мойше Файнштейна и откошеровать ее, сделав агалу три раза.

Однако, поскольку законы кошерования на Песах более строги, то нельзя откошеровать керамическую посуду, которая впитала хамец (квасное), чтобы использовать в Песах.

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Четыре раввинские истории

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.