Темы: Кашрут, Яков Шуб, Кашерование посуды
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЗдравствуйте. Моя подруга, начинающая в соблюдении, спросила меня насчет кошерования посуды. У нее есть керамические тарелки, которыми она очень долго не пользовалась. Но когда-то ими пользовались и для мясного (не трефного), и для молочного… Я, помня что керамика не подлежит кошерованию, так и сказала. Но она говорит, что слышала, что если долго не пользовались, то можно откошеровать. Скажите мне правильный ответ, пожалуйста. Р.
Большое спасибо за Ваш вопрос. Вы действительно правы, что при обычных обстоятельствах керамическая посуда, использовавшаяся для горячих блюд, не подлежит кошерованию.
Однако существует мнение Рава Мойше Файнштейна (Игройс Мойше, Йорэ Дэа 2:46): если запрещение посуды ведёт к большим финансовым потерям, разрешено кошеровать керамическую посуду, которая не использовалась в течение 12 месяцев. Способ кошерования, который он предлагает в данном случае, — сделать агалу три раза.
Свое решение Рав Мойше Файнштейн обосновывает следующим образом.
Во-первых, существует мнение Хохама Цви, который разрешает кошеровать любую посуду по прошествии 12 месяцев после последнего использования, а также мнение одного из ришойним (ранних комментаторов) Баал а-Итур, который разрешает кошеровать глиняную посуду с помощью трёхкратной агалы.
Во-вторых, в большинстве случаев такая посуда используется как кли шейни («вторая посуда» — ёмкость, в которую перекладывают пищу из кастрюли или сковороды, стоявшей на огне). Т.е. фактически в ней не варят пищу, а только перекладывают уже сваренную.
В-третьих, в некоторых ситуациях мудрецы допускают некоторые «облегчения», чтобы помочь человеку исправить сложившуюся ситуацию. Например, в Мишне (Гитин 55а) приводится ситуация с человеком, который украл бревна и построил из них дом, а теперь хочет исправить содеянное. Он должен вернуть только стоимость бревен. Несмотря на то, что по букве закона он должен был бы разрушить дом и вернуть те бревна, которые украл.
Соответственно, если речь идет о дорогой керамической посуде, которой не пользовались 12 месяцев, Ваша подруга может положиться на мнение Рава Мойше Файнштейна и откошеровать ее, сделав агалу три раза.
Однако, поскольку законы кошерования на Песах более строги, то нельзя откошеровать керамическую посуду, которая впитала хамец (квасное), чтобы использовать в Песах.
С уважением, Яков Шуб
Читайте: Четыре раввинские истории
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Смесь мясного и молочного запрещена Торой
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Моше Пантелят
Вступление из книги «Путеводитель по кашруту»
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Что такое еда и какова ее функция в нашей жизни. В чем сущность самой идеи еды?
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Яков Шуб
Все эти законы — повод держать человека в страхе и наказывать его?
Рав Яков Шуб
Допустима ли ложь, если она не приносит вреда?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Цав»
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.