Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В каких случаях можно и в каких нельзя хлопать в ладоши в субботу?

Темы: Суббота, Яков Шуб, Музыка

Отложить Отложено

В каких случаях можно и в каких нельзя хлопать в ладоши в субботу? И почему?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Мишна (Бейца 36 б) говорит, что мудрецы запретили хлопать в ладоши и танцевать в Шаббат и Йом-Тов (праздник). Причина запрета: данное действие может привести к тому, что человек захочет аккомпанировать себе и начнет настраивать музыкальные инструменты. Настройка музыкальных инструментов, в свою очередь, является маке бэ-патиш («завершающим ударом»), одной из 39 работ, запрещенных в субботу Торой.

Гемора (Бейца 30а) спрашивает: почему, несмотря на то, что существует запрет хлопать в ладоши и танцевать в субботу, некоторые люди продолжают так поступать и никто не делает им замечание? Ответ: пусть лучше люди продолжают делать так по незнанию (шойгег), чем намеренно (мэйзид). Намеренное нарушение может получиться, если им сделают замечание, а они не послушают.

Комментарий Тосафот (Бейца 30а) говорит, что запрет хлопать в ладоши и танцевать имел силу только во времена Геморы, а в наше время не актуален, поскольку обычные люди не умеют настраивать музыкальные инструменты.

Шулхан Орух (339:3) согласен с мнением тех ранних комментаторов (ришойним), которые считают, что запрет актуален и в наше время. Рамо приводит упомянутые слова Геморы (Бейца 30а) и комментарий Тосафот и говорит в заключение, что, возможно, из-за сказанного там многие «облегчают» закон и танцуют и хлопают в ладоши в субботу.

Мишна Брура (339:10) говорит: даже там, где обычно «облегчают» и танцуют и хлопают в ладоши в субботу, разрешено так поступать только ради выполнения заповеди (например, веселить жениха и невесту и т.п.).

Получается, что в тех местах, где обычно «облегчают» и танцуют и хлопают в ладоши в Шаббат, разрешено так поступать ради выполнения заповеди.

Во время праздника Симхат Тора разрешено танцевать и хлопать в ладоши по всем мнениям, т.к. это делается из уважения к Торе.

Разрешено хлопать даже не ради заповеди, если делать это измененным способом, например, тыльной частью руки по ладони (Шулхан Орух 339:3).

Запрет действителен только в том случае, когда хлопают в определенном ритме. Если человек хлопает в ладоши не ритмично, например, чтобы разбудить спящего, это не запрещено (Гемора Эйрувин 104а, Мишна Брура 339:9).

С уважением, Яков Шуб

Читайте: Почему в субботу нельзя играть на музыкальных инструментах?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.