Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли оплатить вызов к Торе из денег десятины?

Темы: Цдака, Чтение Торы, Синагога, Маасер, Рав Яков Шуб

Отложить Отложено

Шалом рав! Вопрос простой, можно ли купить выход к Торе (алию) за деньги маасера (десятины), которые я намереваюсь передать синагоге, в которой молюсь? Или маасер — маасером, а выход к Торе — отдельная статья?

Отвечает рав Яков Шуб

Большое спасибо за Ваш вопрос. Разрешено заплатить за то, что Вам дали алию (вызвали к Торе) из денег маасэра (десятины), при условии, что Вы решили так сделать прежде, чем купили ее.

На самом деле здесь два вопроса.

1. Разрешено ли давать деньги маасэра на синагогу?

2. Если разрешено, можно ли использовать эти деньги, чтобы купить себе алию?

Рассмотрим коротко данные вопросы.

1. Изначально деньги маасэра предназначены для поддержки малоимущих нуждающихся людей (Рамо, Йорэ Дэа 249:1). Если они также изучают Тору, то использование денег маасэра для их поддержки является еще лучшим выполнением заповеди. Однако существует мнение, что разрешено использовать деньги маасэра на выполнение каких-либо иных заповедей (Шах 249:1, Таз 249:1). Для того чтобы стимулировать людей к выполнению заповедей. В наше время обычно «облегчают» выполнение закона и разрешают поступать в соответствии со вторым мнением, т.е. использовать деньги маасэра на выполнение различных заповедей.

Необходимо отметить: разрешено использовать деньги маасэра только на выполнение тех заповедей, который человек выполняет по собственному желанию, а не на те заповеди, который он обязан выполнять в любом случае. Соответственно, запрещено использовать деньги маасэра на покупку тфиллина, талита, суки, мацы, четырех бокалов вина в Песах и т.п. Причина: человек обязан выполнять данные заповеди, поэтому, когда он использует на них деньги маасэра, получается, что он как бы использует деньги маасэра на покрытие своих долгов. А это запрещено. Однако если человек сам является малоимущим, то ему разрешено использовать деньги маасэра также на выполнение тех заповедей, которые он обязан выполнять в любом случае (Минхас Йицхок 8:82). Получается, что разрешено использовать деньги маасэра на поддержание синагоги, поскольку это не является заповедью, которую человек обязан выполнять в любом случае, и, как было сказано выше, в наше время обычай — разрешать использовать деньги маасэра на выполнение заповедей.

2. Разрешено купить алию на деньги маасэра, предназначенные для поддержания синагоги. И нет проблемы в том, что человек получает выгоду и удовольствие от денег маасэра, т.к., в принципе, каждый раз, когда он дает деньги маасэра на что-либо, он получает своего рода выгоду: ему благодарны и т.п. (Таз 249:1).

Однако необходимо чтобы человек решил для себя, что собирается купить алию на деньги маасэра, прежде, чем начнёт торговаться. Если он решил заплатить за алию из денег маасэра уже после того, как купил ее, то получается, что он использует деньги маасэра на покрытие своих долгов, что запрещено, как было сказано выше.

С уважением, Яков Шуб


Читайте:
Тора
Чтение Торы
Тема Деньги и денежные отношения в иудаизме

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.