Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Великий мудрец Талмуда убийца?

Темы: Мудрецы, Воскрешение из мертвых, Пурим, Талмуд, Убийство, Рав Берл Набутовский

Отложить Отложено

Шалом Аллейхем! Где-то в Талмуде я читал, что на Пурим р. Зейра и Раба сильно напились, и один зарезал другого. Затем сделал тшуву и оживил его. Как это возможно? И как это вообще понимать? М.

Отвечает рав Берл Набутовский

Уважаемый М.!

Да, действительно написано в трактате Мегила (7 б), что Раба зарезал Раби Зейру. Однако там написано, что после этого он помолился и Раби Зейра ожил. Видимо, Раба зарезал его ненамеренно.

Магаршо объясняет, что, на самом деле, Раба не зарезал его ножом, а заставил пить вино, пока Раби Зейра не стало очень плохо. Тогда Раба помолился, и р. Зейра почувствовал себя лучше.

Рабейну Йосеф Хаим из Багдада в книге Бен Еhояда даёт другое объяснение. Он говорит, что эти два аморая (мудреца Талмуда) посвятили Пурим изучению секретов Торы, и душа р. Зейры была настолько переполнена восторгом и желанием приблизиться к Творцу, что покинула тело.

Рав Цадок а-Коэн (Рэсисей Лайла 49 и 58, Махшевес Хоруц 13) объясняет, что эта странная история является примером того, что истинное желание еврея — сделать добро ближнему. Как отсюда можно сделать такой вывод?

Как известно, основная идея Пурима — это раскрытие скрытого, спрятанной под многими слоями внутренней сущности вещей. Даже само название «Книги Эсфирь» — Мегилас Эстер — означает раскрытие скрытого. То, что должно было стать самым трагическим (и последним) эпизодом еврейской истории — тотальный геноцид еврейского народа — превратилось в самый весёлый праздник. Ещё большее раскрытие происходит в Шушан Пурим, который приходится на полнолуние, что соответствует полному раскрытию. В этот день открываются вещи, которые не могли открыться даже в сам Пурим, поэтому в городах, окруженных стеной (которая символизирует сокрытие), Пурим празднуется именно в этот день (по книге Шем ми-Шмуэль).

Закон, по которому в Пурим нужно напиваться до состояния, в котором уже невозможно отличить Амана от Мордехая, заставляет нас проявить наши истинные качества, обычно находящиеся под контролем интеллекта. Раба, напившись, показал себя в очень неприглядном виде. Оказалось, что по природе своей он просто убийца! Ведь он родился под планетой Маадим (Марс; Шабес 156 а) (см. Откуда берётся характер человека?)!

Однако на следующий день, в Шушан Пурим, произошло ещё более глубокое раскрытие души Рабы. Его молитва о воскрешении Раби Зейры была настолько искренней, она исходила из таких глубин его души, что в ответ на неё произошло настоящее чудо! Если бы в словах и чувствах, вложенных в эту молитву, была малейшая доля лицемерия, то она, конечно, не была бы принята.

Так раскрылось, что даже еврей, который от рождения склонен к кровопролитию, на более глубоком уровне всё же желает сделать добро ближнему. Т. е. склонность к кровопролитию это внешнее качество, а гмилус хасодим — желание делать добро — это более глубокое качество.

С уважением, Берл Набутовский

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.