Темы: Египет, Казни Египетские, Овадья Климовский
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныЧитая недельные главы Торы, описывающие казни египетские, я обратил внимание на то, что в описании одних казней особо говорится, что они не касаются евреев или земли Гошен, а в других не отмечается, что казни не коснулись евреев или их имущества. (Например, град не был в земле Гошен, а саранча покрыла весь Египет). Означает ли это, что от некоторых казней (в описаниях которых не указано, что они не коснулись евреев или земли Гошен) евреи пострадали так же, как и египтяне? Спасибо за ответ.
Шалом! Есть разные мнения комментаторов об этом, но основная линия состоит в том, что евреи не страдали от казней, а если страдали, то, как минимум, не в такой мере, как египтяне. О некоторых казнях существует спор, распространялось ли их действие на территорию земли Гошен, но даже в таком случае евреи не были задеты.
Казнь «вши» рав Хаим Каневский шлита объяснил так: именно в ситуации этой казни уже не надо было выделять землю Гошен. Ведь сделать так, чтобы определенная казнь состоялась и затронула только египтян, а не евреев, — можно было с помощью колдовства и демонов. А вот ограничить территорию распространения казни демоны не способны, поэтому, говоря о других казнях, Тора подчеркивает — «на египтянах», «не в земле Гошен» и т.д. Таким образом, египетские колдуны убеждались в том, что источник казней — не колдовство. Однако вшей, как созданий очень маленьких, демоны воспроизвести не могли, поэтому сам факт превращения земли во вшей уже доказывал, что демоны и колдовство здесь не причем. Что и признали колдуны. Однако фактически вполне допустимо, что и эта казнь миновала землю Гошен, просто Тора не сочла нужным об этом упоминать.
По поводу казни дикими зверями, наоборот — Тора, помимо обозначения территориального различия, подчеркивает: «…положу различие между Моим народом и твоим» — в значении «различие» употреблено слово педут, означающее «выкуп, освобождение». Если подсчитать время с начала казней, говорят комментаторы, получается, что эта казнь выпала на месяц Тишри. У мудрецов сказано, что в этот месяц евреи прекратили работать на египтян.
Говоря о падеже скота, Всевышний специально подчеркнул, что это коснется только скота египтян, чтобы фараон не мог спросить: если весь скот умрет, то из чего же вы, евреи, будете приносить жертвы? Для этого было отмечено, что еврейский скот мор не затронет.
С уважением, Овадья Климовский
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Существует несколько мнений относительно того, сколько лет евреи пробыли в Египте. Рабство начиналось постепенно.
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Овадья Климовский
Какие были причины попадания в рабство?
Борух Шлепаков
Хронология и длительность пребывания евреев в Египте интересовала многих комментаторов Торы. Творец отправил народ Израиля в 400-летнее рабство. Почему же на практике евреи пробыли в царстве пирамид всего 200 лет?
Рав Михаэль Гитик,
из цикла «Путешествие по недельным главам Торы»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот, фонограмма видеоуроков»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Шмот»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Ведь Старый завет — это то же Пятикнижие?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.