Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

От некоторых казней евреи пострадали так же, как египтяне?

Темы: Египет, Казни Египетские, Овадья Климовский

Отложить Отложено

Читая недельные главы Торы, описывающие казни египетские, я обратил внимание на то, что в описании одних казней особо говорится, что они не касаются евреев или земли Гошен, а в других не отмечается, что казни не коснулись евреев или их имущества. (Например, град не был в земле Гошен, а саранча покрыла весь Египет). Означает ли это, что от некоторых казней (в описаниях которых не указано, что они не коснулись евреев или земли Гошен) евреи пострадали так же, как и египтяне? Спасибо за ответ.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом! Есть разные мнения комментаторов об этом, но основная линия состоит в том, что евреи не страдали от казней, а если страдали, то, как минимум, не в такой мере, как египтяне. О некоторых казнях существует спор, распространялось ли их действие на территорию земли Гошен, но даже в таком случае евреи не были задеты.

Казнь «вши» рав Хаим Каневский шлита объяснил так: именно в ситуации этой казни уже не надо было выделять землю Гошен. Ведь сделать так, чтобы определенная казнь состоялась и затронула только египтян, а не евреев, — можно было с помощью колдовства и демонов. А вот ограничить территорию распространения казни демоны не способны, поэтому, говоря о других казнях, Тора подчеркивает — «на египтянах», «не в земле Гошен» и т.д. Таким образом, египетские колдуны убеждались в том, что источник казней — не колдовство. Однако вшей, как созданий очень маленьких, демоны воспроизвести не могли, поэтому сам факт превращения земли во вшей уже доказывал, что демоны и колдовство здесь не причем. Что и признали колдуны. Однако фактически вполне допустимо, что и эта казнь миновала землю Гошен, просто Тора не сочла нужным об этом упоминать.

По поводу казни дикими зверями, наоборот — Тора, помимо обозначения территориального различия, подчеркивает: «…положу различие между Моим народом и твоим» — в значении «различие» употреблено слово педут, означающее «выкуп, освобождение». Если подсчитать время с начала казней, говорят комментаторы, получается, что эта казнь выпала на месяц Тишри. У мудрецов сказано, что в этот месяц евреи прекратили работать на египтян.

Говоря о падеже скота, Всевышний специально подчеркнул, что это коснется только скота египтян, чтобы фараон не мог спросить: если весь скот умрет, то из чего же вы, евреи, будете приносить жертвы? Для этого было отмечено, что еврейский скот мор не затронет.

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Неужели вы пойдете воскуривать ягненка?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.