Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Мы обязаны поведать детям о том, что видели у горы Синай. А если нам самим никто не поведал?

Темы: Потомство, Предназначение, Еврей, Дарование Торы, История, Синай, Ответственность

Отложить Отложено

Здравствуйте! Хотелось бы узнать ответ на такой вопрос. В сиддуре «Теилат Ашем» есть раздел «Шесть вещей, о которых вспоминают ежедневно». Второй пункт из этого списка такой: «Только будь осторожен, весьма оберегай душу свою — не забудь те события, которые видел ты глазами своими; И да не сотрутся они из сердца твоего, пока ты жив, и поведай о них сыновьям своим и внукам; [Поведай о том, что видел в] день, когда стоял ты пред Господом, Б-гом твоим, у Хорева».

Я понимаю, что эти слова обращены к евреям, которые получали Тору у горы Синай, но как эти слова имеют отношение к нашему современному поколению?

К примеру, я — еврей по маме, но так получилось, что мы не были воспитаны в еврейской среде, а пришли к этому сами (явно не без участия Всевышнего). Нашим предкам их предки не рассказывали об этих событиях (может быть, когда-то очень давно и рассказывали), которые они видели своими глазами. Соответственно, наши предки и нам передать ничего не смогли.

Конечно, я думаю, что когда-то такая традиция передачи была, но сейчас же эта традиция утрачена и осталась только письменная передача тех событий — из самой Торы. Я понимаю, что идея этой заповеди состоит в том, чтобы всегда помнить, что мы сами были свидетелями Дарования Торы и получили её не через пророка и не через посредника, а напрямую от самого Б-га.

Но как же я могу выполнить эту заповедь, если мне мои предки ничего такого не рассказывали и я сам своими глазами ничего не видел, а только читал об этом в Торе? С уважением, Руслан

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, Руслан,

Спасибо за действительно интересный вопрос.

Прежде всего, следует отметить: сам факт того, что Вы еврей, подразумевает одну простую вещь — Вы стали им не по чьему-то капризу или случайно. Это Ваше наследство от Ваших еврейских предков. То есть, Ваше еврейство замыкает цепочку сотен поколений евреев. И эта цепочка, если «осветить мрак времён», тянется к Вам от самого Синайского откровения, то есть от получения еврейским народом Торы у горы Синай.

В этом, по сути, и состоит главное значение и определение слова «еврей». Еврей — не национальность и даже не религиозная принадлежность. Еврей — это звено в цепочке поколений, звено в передаче Традиции. То, что Вам (и Вашим ближайшим предкам по маме) из Традиции по наследству досталось лишь одно слово, одно лишь название — «еврей» — ничего не меняет.

В этом слове «зашифрована» вся совокупность знаний, понятий, заповедей и ответственности, которой обладали, в том числе, и Ваши еврейские предки. Три-четыре поколения назад евреи ещё владели всей полнотой знаний Торы и Традиции, переданной, как уже сказано, по цепочке поколений от горы Синай. Иначе и быть не могло. Иначе Вы бы уже не были евреем. Не Ваша вина, что Вы не знали настоящего значения слова «еврей». Оно суть и смысл нашего существования и знак для нас: в каком направлении действовать и куда идти дальше. Оно последняя связь, минимум, тонкая ниточка, связывающая Вас с Традицией, но она, эта связь, всё ещё реальна. В Вашей воле эту связь уничтожить или же возродить.

Ключ к шифру под названием «еврей», к счастью, не утерян. Достаточно открыть сохранившуюся Письменную Тору, достаточно начать изучать и Устную её часть, и Вы сразу поймёте, что ничего ещё не пропало, что всё поддаётся исправлению. Потому что, самое главное — звено Традиции под названием «еврей» в Вашем лице — всё ещё здесь, оно существует. Остаётся лишь наполнить название конкретным содержанием, перевести его — в соответствующие слова и поступки.

Это возможно потому, что вся полнота и глубина еврейской Традиции в течение тысячелетий передавалась и сохранялась всем еврейским народом в совокупности и каждым евреем в отдельности. Любой еврейский отец передавал знание Торы своим детям. Каждый учёный еврей передавал тонкости Закона многочисленным ученикам, а те, в свою очередь, — своим ученикам.

Традиционная еврейская семья строилась так, что, где бы она ни находилась, в потенциале могла стать зернышком, способным возродить целую еврейскую общину. А полноценная еврейская община в потенциале могла вернуть к жизни весь еврейский народ.

Так это работало, так это работает до сих пор. Взаимная и всеохватная ответственность евреев друг за друга играла и играет свою роль в сохранении Традиции, а значит, и еврейского народа. Ибо одно без другого — немыслимо.

История евреев знала множество примеров, когда угасание еврейской жизни в одном месте на планете сопровождалось её возрождением где-то ещё. Изгнание из Эрец-Исроэль, повлекло за собой расцвет еврейской жизни в Вавилоне. Её упадок там начался не раньше, чем появились центры еврейской учености в Испании, Франции и Германии. Изгнание из Испании укрепило еврейские центры Северной Европы, усилило общины Среднего Востока, Южной Европы и Северной Африки, а также возродило общину в Эрец-Исроэль.

Погромы и преследования в Германии и Франции привели к развитию общин Восточной Европы. Так это продолжалось вплоть до нашего времени. Катастрофа европейского еврейства, духовная деградация и ассимиляция в странах СССР не сумели погасить уголёк Традиции. Она возродилась на Американском континенте, в Великобритании и Эрец-Исроэль.

Если Вы знаете, что Вы еврей, если Вы задались вопросом, как это соотносится с Вашей жизнью, то сам этот вопрос свидетельствует, что у Вас еще есть возможность возродить Традицию в Вашей семье. Вы ещё способны своим возвращением к еврейским корням дать продолжение тысячелетней цепочке. И тогда Ваши дети и Ваши внуки, получив соответствующее традиционное еврейское образование и воспитание, станут следующим звеном в тысячелетнем «марафоне», старт которому был дан у горы Синай при встрече человечества со своим Творцом. Ведь мы, евреи, — непосредственные участники и свидетели этого события. И всё это содержится в простом слове, отражающем глубокое понятие — еврей.

С уважением, Александр Красильщиков

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.