Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

«Деяния Всевышнего» и «Его пути» — одно и то же, или это разные вещи?

Темы: Провидение, Теилим, Писания, Овадья Климовский, Качества Творца

Отложить Отложено

Шалом! Уважаемый Рав, можно узнать точный смысл 103 псалма (Тегилим) мизмор (70): «Известил Он Мошэ (о) путях Своих, сыновей Йисраэйля — (о) деяниях Своих».

Деяния Всевышнего и Его пути — одно и то же, или это разные вещи? Благодарю, Лея

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом, уважаемая Лея!

Чтобы лучше понять, о чём здесь речь, обратимся к оригиналу. «Всевышний открыл Моше Свои пути» — употреблено слово драхав, перевод — «пути», «дороги». «Деяния» же в оригинале — алилётав. Это слово, которое не так часто употребляется для обозначения действий.

Из комментариев Мецудат Давид и рабби Давида Кимхи следует, что в данном случае это просто повтор — похожее содержание, переданное немного по-другому. Однако другие комментаторы не согласны с тем, что в Танахе возможно повторение, не несущее смысловой нагрузки. Так, Меири говорит, что «пути» — это 13 качеств Всевышнего, которые Он проявляет, управляя миром, а «деяния» — это великие и грозные чудеса и знамения, которые наблюдали сыны Израиля на рассвете своей истории.

Однако надо понять, почему стих построен именно так — почему одно было показано Моше, а другое — народу. На этот вопрос отвечает Мальбим. Моше было дано увидеть именно «качества» Всевышнего, этого не может удостоиться каждый — вспомним, как он просил Б-га показать ему их. И только в минуту особого благоволения к великому праведнику Творец согласился приоткрыть ему эту тайну. Народ же познакомился с этими качествами благодаря тому, что видел деяния Всевышнего.

Более глубокий смысл этого различия Мальбим раскрыл во втором комментарии: народ в массе своей не мог бы адекватно воспринять тайны мироздания, поэтому им были показаны именно деяния (алилётав) Творца. Это слово обозначает именно те поступки, которые человек совершает под влиянием внутреннего побуждения: например, внезапно возникшая жалость к кому-либо заставляет его проявить милосердие. Так как людям трудно постичь качества Всевышнего, им показывают Его деяния, на основе которых они делают выводы о «мотивации» Того. Моше, благодаря своему исключительному пророческому уровню, удостоился постичь качества Творца как Его суть, а не просто «мотивацию», ибо на самом деле Творец неизменен и не подвержен влиянию каких-либо «настроений».

С уважением, Овадья Климовский

Читайте: Имя, выражающее сущность?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.