Темы: Потомство, Моше, Овадья Климовский, Батья
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом!
1 вопрос: Почему в Торе ничего не написано о родных детях Моше (Моисея), как сложилась их судьба? Кем они стали?
2 вопрос: Что стало с приемною матерью Моше после исхода из Египта?
Ася-Батья, Петербург
Шалом, уважаемая Ася-Батья!
1. Само название «Тора» свидетельствует, что её назначение — не излагать историю древних царских династий, а учить нас, как идти по жизни путями Создателя. Поэтому она очень избирательно излагает события: рассказывает об одних людях и умалчивает о других. К сожалению, дети Моше не удостоились внести настолько существенный вклад в еврейскую жизнь, чтобы Тора писала о них. Поэтому нам ничего о них неизвестно, кроме того, что они были обычными левитами. А об одном из их потомков есть даже нерадостная информация — это был тот самый Йеонатан, который служил идолу Михи из чисто меркантильных соображений. Но есть и другие сведения о них. Предание сообщает: когда Всевышний показывал Моше будущее еврейского народа, Он показал ему и великого рабби Элиэзера, о котором Голос с Небес заявил мудрецам: «Что вы спорите с рабби Элиэзером, ведь Закон во всех случаях соответствует его мнению!». Моше взмолился: «Владыка мира, Тебе подвластно всё, сделай так, чтобы он оказался моим потомком!» И Всевышний внял просьбе Своего верного слуги, на что и намекает стих, в котором названо имя одного из сыновей Моше: «А имя одного — Элиэзер».
2. В книге Диврей а-Йамим 1 (4:15—18) говорится о некоей Йеудие, которая была женой Мереда и матерью троих сыновей. В конце стиха добавлено, что это была Батья, дочь фараона. Гмара толкует имена всех троих сыновей, доказывая, что на самом деле все они относятся к одному и тому же человеку — Моше, который был её приемным сыном. В заслугу этого Танах называет дочь фараона матерью Моше и даёт ей имя Батья. Мидраш объясняет: «Сказал Всевышний дочери фараона: ты относилась к Моше, как к сыну, — Я отнесусь к тебе, как к дочери (имя Батья означает — дочь Б-га)». Поскольку Меред — это Калев и упомянутый отрывок говорит о тех, кто вышел из Египта, мы понимаем, что Батья, став женою Калева, покинула Египет, присоединившись к еврейскому народу. Предание говорит, что она стала одной из двух праведниц, удостоившихся войти при жизни в Ган Эден.
С уважением, Овадья Климовский
Читайте:
Рав Натан Агрес
Рав Меир Мучник
Они были праведней других пророков?
Рав Овадья Климовский
Тора велит нам бережно относиться к Имени Всевышнего …
Рав Натан Агрес
А что дописано мудрецами?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Великие раввины»
Краткая биография Моше
Рав Бенцион Зильбер
В каком случае грехи отца ложатся на сына? А на дочь?
Эстер Оффенгенден,
из цикла «Женщины в ТаНаХе»
Рав Овадья Климовский
Ведь для духовного роста требуется много времени, а семейная жизнь будет только мешать этому.
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Раби Моше Хаим Луццато РАМХАЛЬ,
из цикла «Дерех Ашем, «Путь Творца»»
Отрывок из книги Рамхаля "Дерех Ашем"
Рав Яков Шуб
А если эти дети — мамзеры?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.