Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что делать еврею, которому тяжело соблюдать заповеди?

Темы: Тшува, Реувен Куклин, Заповеди, Изучение Торы

Отложить Отложено

Я помню, что наш Раввин из общины в России, упоминал фразу из Торы «Ты можешь забыть Меня, но не забывай Законов Моих», но я её нигде не могу найти. Суть фразы в том, что еврею не обязательно верить в Б-га, но он должен соблюдать Законы Торы. Суть вопроса: эта фраза из Торы? Если да, то где она упоминается? Если нет, то откуда она может быть. Спасибо.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый И.,

Такой фразы в точности нет ни в ТАНАХе, ни в словах мудрецов. Однако есть похожее на первый взгляд высказывание мудрецов (Мидраш Эйха, Птиха, а также Иерусалимский Талмуд, трактат Хагига): «Лучше бы Меня (Б-га) забыли, но мою Тору хранили (имеется в виду изучение Торы, см. РАШИ Дварим 4, 6), поскольку свет, который содержится в ней, возвращает их на истинную дорогу». Это утверждение выучили мудрецы из пророчества Ермиягу (13, 10-11): «И будет, когда перескажешь ты этому народу все эти слова, и скажут они тебе: “За что Г-сподь изрёк на нас все это великое бедствие? В чём вина наша и в чём грех наш, которым мы согрешили пред Господом, Б-гом нашим?”. Тогда скажешь им: За то, что отцы ваши оставили Меня, — сказал Г-сподь, — и последовали за другими богами, и стали служить и поклоняться им, а Меня оставили и Тору Мою не хранили». Из того, что Творец упрекает: «Меня оставили и Тору Мою не хранили», мы видим, что, даже если бы евреи оставили Творца, всё же есть ещё более низкая ступень — забвение Торы. Почему же? Сами мудрецы отвечают на этот вопрос: «Свет, который содержится в ней, возвращает их на истинную дорогу».

Более подробно об этом свете говорит РАМХАЛь в книге Путь Творца: «В числе воздействий, которые Благословенный производит для нужд Своих творений, есть одно воздействие, возвышеннее всех других, и его сущность более значима и превосходна, чем всё, что существует в реальности. То есть, оно — наибольшее подобие истинной Сущности Всевышнего, которое может существовать в Творении, и его значимость и уровень подобны истинности уровня Благословенного, и именно это (воздействие) Господин, благословен Он, уделяет от Своей Славы творениям. Творец связал это Своё воздействие с явлением, сотворённым Им для этой цели — Торой».

Но важно отметить, что здесь имеется в виду человек, действительно желающий приблизиться к Творцу. Если первой стадии ему тяжело выполнять все законы Творца, Мудрецы советуют ему не отчаиваться: пусть изучает Тору. Изучение Торы приведёт его, в конце концов, и к исполнению заповедей. Тут не говорится об изучении Торы без намерения приблизиться к Творцу и соблюдать все заповеди Торы. О таких людях говорит царь Давид (Теилим 50:16—17): «А грешнику сказал Б-г: зачем тебе проповедовать законы Мои и носить завет Мой на устах своих? Ты же ненавидишь наставление (Мое) и бросил слова Мои позади себя».

С уважением, Реувен Куклин.

Читайте: «Путь Творца».

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.