Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

В чём провинился ослёнок?

Темы: Злое начало, Рав Реувен Куклин, Жертвоприношение, Животные

Отложить Отложено

Мир вам, равви! Книга Шмот, глава Бо, стих 13: «…Всех ослят, первыми вышедшими из утробы матери, выкупи на ягнёнка, а если не выкупишь, проломи ему затылок…» За что, равви? Храни вас Всевышний… Шалумов Илья, Россия, Омск.

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Илья!

Здесь Всевышний повелевает нам выкупить ослёнка-первенца ягнёнком, т.е. отдать коэну вместо ослёнка ягнёнка; после этого ослёнка можно использовать в хозяйстве. Но если еврей не хочет отдать коэну ягнёнка вместо ослёнка-первенца, он обязан проломить ослёнку затылок. Раши объясняет простой смысл этого стиха: Тора велит проломить ослёнку затылок в качестве наказания хозяину, не пожелавшему отдать коэну то, что тому причитается (ягнёнка): «Он лишил коэна его имущества, поэтому должен лишиться своего».

А в книге Зоар (Бо, лист 43) это повеление объясняется с точки зрения Каббалы: ягнёнок, ритуально чистое животное, связан с добрым стремлением человека (йецер тов), ослёнок, животное ритуально нечистое, — с дурным стремлением (йецер а-ра; слово хамор — осёл — связано со словом хомер — материя, материя является источником йецер а-ра). В этом стихе содержится повеление бороться со своим дурным стремлением, «проломить ему затылок». Но если человек удостоится, он может превратить дурное стремление в доброе (см. в книге Томер Двора, ч. 4; автор этой книги — великий каббалист РамакРаби Моше Кордоверо ). См. также об этом подробнее статью «Какая связь между праздниками Песах и Шавуот?» .

Здесь важно подчеркнуть: Зоар не имеет в виду, что осёл только символизирует дурное стремление, только «намекает» на него. Из-за одного «намёка» ослёнку-первенцу не проламывали бы затылок. Речь идёт о том, что определённые силы дурного стремления связаны с этим ослом, поэтому Тора повелела проломить ему затылок — если еврей не пожелает его выкупить.

Нам надо понять, почему Тора повелела именно «проломить ему затылок», а не убить каким-то иным способом. Я думаю, причина в том, что затылок проламывается сзади. Такова тактика войны с дурным стермлением — воюя с ним лицом к лицу, победить невозможно. Для успешной войны с ним необходимы «военные хитрости». (Человеку следует понять, где его подстерегает дурное стремление, и удалиться от этого места, чтобы не сходиться с дурным стремлением «лицом к лицу» — в «честной» борьбе победить йецер а-ра очень трудно).

Рабби Хаим из Воложина в своей книге Руах Хаим так объясняет мишну в Пиркей Авот (3, 1): «Акавья бен-Маалалэль говорил: смотри на три вещи, и ты не согрешишь…» — «Здесь имеется в виду: посмотри (на эти три вещи) до того, как тебе представится случай согрешить, думай (об этих вещах) всегда, и тогда это поможет… И не говори: если мне представится случай согрешить, я этого не сделаю. Поэтому сказано: твёрдо знай, что без предварительной подготовки не сможешь ты остеречься, потому что йецер будет подстерегать всегда, на всех путях и при каждом шаге… И, разумеется, в момент, когда представляется возможность, удержаться тяжело, и человек попадает в ловушку».

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Томер Двора

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.