Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Героизм или убийство?

Темы: Гилель Инджи, Самоубийство, Убийство, Масада

Отложить Отложено

Подскажите, как расценивается в соответствии с Торой поступок массового самоубийства осажденных крепости МАСАДА, как героизм или как убийство? Спасибо.

Отвечает рав Гилель Инджи
  1. Сказано в Торе: «Но только за вашу кровь, за души ваши взыщу; со всякого животного взыщу за это. И от руки человека, от руки того, кто брат ему, взыщу за душу человека» (Бэрейшит 9, 5, раздел Ноах). Отсюда выводят (Мидраш Рабба) запрет «самоудушения» — а-хонэк эт ацмо (а также намеренного самоубийства, совершённого человеком в здравом уме любым другим способом). Намеренное самоубийство — страшное преступление. Сказано в Шулхан Арухе (345), что по самоубийце нет траура, о нём не произносят надгробных речей.
  1. Однако мудрецы обсуждают несколько случаев намеренного самоубийства. Один из этих случаев — самоубийство царя Шауля на горе Гильбоа, когда плиштим (филистимляне) настигли его войско. Царь Шауль устрашился, что плиштим будут издеваться над ним, прежде чем заколоть, и предпочёл самоубийство — пал на собственный меч (см. книгу пророка Шмуэля I, 31).

О другом случае самоубийства, который обсуждают мудрецы, рассказывает гмара в трактате Гитин (57). Это было во времена римского владычества. Четыреста еврейских детей, мальчиков и девочек, были взяты в плен «на позор» — для продажи педофилам, выражаясь современным языком. Они знали, какая судьба их ожидает, поэтому прыгнули — все — в море и утонули.

О подобных случаях есть несколько мнений. Некоторые галахические авторитеты полагают: если человек убивает себя из страха перед мучениями — идолопоклонники, в соответствии со своим законом, сначала пытали приговорённых к казни и лишь затем казнили — это не считается нарушением запрета намеренного самоубийства. А царь Шауль уже знал, что погибнет — ведь пророк Шмуэль, к которому царь обратился с помощью женщины, вызывающей мёртвых, сказал ему: «Завтра же ты и сыновья твои (будете) со мною» (Шмуэль I 29, 19). В этом случае для него было предпочтительно покончить самоубийством, чем подвергаться издевательствам плиштим. Но человеку, у которого не исчезла надежда на спасение, запрещено убивать себя.

Другие полагают: если евреев принуждают совершить одно из трёх самых страшных преступлений или — если это происходит би-шеат а-шмад («в час истребления») — даже самое незначительное нарушение Еврейского Закона, то убить себя, чтобы не совершить преступления, — обязанность. Это верно в том случае, если евреи опасаются, что их смогут принудить к преступлению с помощью пыток, что они не выстоят.

О каких самых страшных преступлениях идёт речь? Об идолопоклонстве, разврате и кровопролитии. По закону, если еврея принуждают совершить одно из этих преступлений под страхом смерти, ему следует пойти на смерть, но не на преступление. Шеат а-шмад — время, когда еврейский народ уничтожают духовно, «час (духовного) истребления». В такое время и под страхом смерти нельзя допустить даже самое незначительное отступление от Еврейского Закона. Закон требует пойти на смерть, но не нарушить даже самую «малую» заповедь.

Поэтому дети, о которых рассказано в трактате Гитин (57) бросились в море, чтобы их не принудили к разврату, и царь Шауль пал на свой меч, чтобы плиштим не принудили его к идолопоклонству. Таково мнение Рабейну Тама, Ритва, и см. об этом книгу респонсов (ответов на галахические вопросы) Хаим Шаауль (46).

Существует и третье мнение: даже если человек боится, что пытками его принудят совершить преступление, он не должен убивать себя: ведь «тому, кто хочет очиститься, помогают (Свыше)» — может быть, ему удастся выдержать пытки. Таково мнение Мааршаля (рабби Шломо бен-Йехезкель-Лурия).

Теперь обратимся к Вашему вопросу.

В галахических книгах нет упоминаний о самоубийстве защитников Мецады. В исторических книгах говорится, что в конце восстания против римлян около тысячи евреев оборонялись в крепости Мецада. Через несколько месяцев осаждавшие ворвались в крепость и увидели, что евреи подожгли изнутри все строения и, таким образом, предпочли самоубийство римскому плену.

В соответствии с мнениями галахистов, изложенными выше, можно сказать: евреи боялись, что не выдержат мучений в римском плену и будут принуждены к идолопоклонству. Многие галахические авторитеты полагают, что в этом случае в шеат а-шмад, в пору духовного истребления, разрешено убить себя, чтобы избежать нарушения Торы и заповедей.

Однако в любом другом случае намеренное самоубийство запрещено, даже из страха перед пытками и мучениями.

Гилель Инджи

Читайте: История еврейского народа

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.