Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему мы не обращаемся к Всевышнему на Вы?

Темы: Рав Реувен Куклин, Иврит, Яаков, Уважение

Отложить Отложено

На русском языке есть разница в обращении на ты и на Вы, на иврите так говорят только бней ешивот. Я написал письмо на иврите профессору, обратившись к нему на Вы (атэм ктавтэм), что очень развеселило его. На моё объяснение ему, что это лишь форма уважительного обращения, он мне пишет: «По моему скромному мнению, это обычай, пришедший к нам из идиш и чуждый языку иврит. Мне кажется, что Вы обращаетесь ко мне во множественном числе. Это, без сомнения, второе лицо множественного числа: “вы правы”. Я знаю, что в некоторых языках выражают уважение к ближнему, обращаясь к нему в третьем лице или во множественном числе. Но при всём уважении к учителям — а я за то, чтобы выражать им уважение — мне кажется, что это всё-таки преувеличение: выражать им уважения больше, чем Всевышнему, к Которому мы обращаемся во втором лице единственного числа: “Ты избрал нас” и т.д. ». Мой вопрос: действительно, почему к В-севышнему мы обращаемся на ты (с множественным числом, понятно, есть проблема, но почему не в третьем лице? Аврех Йеуда, Иерусалим

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый р. Йеуда!

В данном случае профессор был прав — обращение к кому-либо во множественном числе чуждо ивриту. Иногда в Танахе множественное число при рассказе о ком-то используется для выражения уважения, например бэалим (см., например, Шмот 21, 29: «…и предостерегаем был хозяин его (бэалав)…»), или адоним (см., например, Бэрейшит 24, 9: «И положил раб руку свою под бедро Авраама, господина своего (адонав)…»), или Эл-ким (см., например, Бэрейшит 1, 1 — Бэрейшит бара Эл-ким…). Но ни в Танахе, ни в книгах мудрецов мы не находим обращения к кому-либо во множественном числе с целью выразить уважение.

Профессор был прав и в том, что обращение во множественном числе, принятое в мире ешивот, заимствовано из идиш. Люди из ешив обращаются так к тем, кто превосходит их в учёности или выше по должности, чтобы не разговаривать с ними, как с равными себе. Конечно, ничего дурного в таком обращении нет: ведь всё, что человек делает, чтобы выразить уважение к своему ближнему, достойно похвалы. Этот обычай свидетельствует о высоком человеческом уровне тех, кто его практикует: у них сохраняется само понятие уважения…

Однако светское общество не признаёт такого обращения, оно ему абсолютно чуждо. Этим объясняется искреннее удивление профессора.

Что же касается обращения в третьем лице, то мы его находим уже в Танахе. Так, Эсав говорит Ицхаку: «Да встанет отец мой и да поест от дичи сына его…» (Бэрейшит 27, 31). В соответствии с простым смыслом, он обратился к отцу подобным образом из уважения. Но удивительно: Яаков, от которого естественно ожидать более уважительного отношения к отцу, обращается к нему «на ты»: «И сказал Яаков отцу своему: я Эйсав, первенец твой; я сделал, как ты сказал мне; поднимись, сядь и поешь от дичи моей, чтобы благословила меня душа твоя». (Бэрейшит 27, 19)

Однако в книге Зоар сказано: именно Яаков говорил с отцом уважительно, не Эсав. Приведу слова книги Зоар: «Посмотри, каково различие между Яаковом и Эсавом. Яаков говорил стеснительно со своим отцом, скромно. Как написано? “И пришёл он к отцу своему, и сказал: «Отец мой!»” Насколько же они отличаются друг от друга, язык Эсава и язык Яакова. Яаков, не желая волновать его, говорил обычным языком: “…поднимись, сядь и поешь от дичи моей…”, а Эсав сказал: “Да встанет отец мой…”, как будто говорил не с ним» (Толдот 144, 1).

Из этих слов Зоара следует, что обращение в третьем лице выражает пренебрежение, как будто человека не хотят замечать и обращаться к нему. Как бросают деньги нищему, назад, не глядя на него, что выражает отстранённость и пренебрежение.

Правда, мы видим, что Йосеф обращается к фараону в третьем лице: «А что повторился сон Паро дважды… А теперь да усмотрит Паро… Да повелит Паро…» (Бэрейшит 41, 32—34), и делает он это, по-видимому, чтобы выразить уважение. И Яаков обращается к Эсаву в третьем лице: «Пусть же пойдёт господин мой впереди раба своего…» (Бэрейшит 33, 14). И здесь такое обращение, по-видимому, призвано продемонстрировать Эсаву уважение Яакова. Хушай тоже обращается к Авшалому в третьем лице: «Да живёт царь, да живёт царь!» (Шмуэль II, 16, 16). В Талмуде мы также находим, что ученики обращаются к своим учителям в третьем лице, например: «Сказал рабби Ицхак раву Нахману: “Господин не пришёл молиться в синагогу”» (Брахот 7 б). Там же (27) Талмуд делает вывод, что рабби Ирмия бар-Аба был другом Рава, из того, что рабби Ирмия обращался к нему «на ты», а не в третьем лице.

В книге же Кетэм Паз (раздел Толдот) сказано, что, действительно, обращение в третьем лице может выражать уважение, но это зависит от характера разговора. Если разговор ведётся вежливо, обращение в третьем лице демонстрирует уважение, но если говорят грубо или в гневе, обращение в третьем лице выражает презрение, пренебрежение к собеседнику, т.к. показывает, что он выглядит ничтожным в глазах «оппонента». В книге Ор Якар (Аль Зоар Хадаш 131 б) рабби Моше Кордоверо добавляет, что это следует и из знаков кантилляции, которые показывают, как надо читать текст Торы: Эсав говорил с отцом настойчиво и агрессивно.

Хатам Софер же объясняет (Торат Моше, раздел Толдот), что Яаков был ближе к отцу (ведь он был праведником, как и отец), поэтому обращался к нему «на ты». Иначе обстояло дело с Эсавом: он был далёк от отца, поэтому обращался к нему в третьем лице.

Хатам Софер добавляет: именно поэтому мы обращаемся к Всевышнему «на Ты» — это показывает нашу близость к Нему, т.е. великую любовь Всевышнего к нам и нашу любовь к Нему.

С уважением, Реувен Куклин

Читайте: Ты меня уважаешь?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.