Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Можно ли носить в субботу часы?

Темы: Эрув, Суббота, Мукце, Рав Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Уважаемые раввины! Известно, что в субботу часы можно носить в том случае, если человек носит их на кожаном ремешке постоянно (и спит в них). Можно ли носить в субботу часы, снабжённые механизмом подзавода — они сами заводятся от движения руки (при ходьбе, размахивании и т.п.)? Если нет, то можно ли в пятницу вечером до зажигания свечей одеть другие часы? Не возникнет ли проблема с тем, что эти часы я постоянно не ношу?

Алексей, Саратов

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемый Алексей!

Поским (галахисты) обсуждают вопрос, можно ли носить часы в субботу. Как пишет Мишна Брура 338, 15, нельзя заводить часы, даже когда они идут (там даже приводится мнение автора Хаей Адам, что это запрет из Торы).

Если часы заводятся от того, что их носят, определённо, их ношение является псик рейша (действием, с неизбежностью приводящим к определённому результату. Ведь от ношения они определённо заводятся, т.е. ношение неизбежно приводит к подзаводу). Логичнее сказать, что это более чем псик рейша: раз часы спроектированы, чтобы заводиться от ношения, значит, ношение является одновременно их подзаводом, ношение — это форма их завода. То есть, попросту говоря, человек, нося их, заводит их, это не побочное действие, а прямой завод их ношением. Как я уже писал, Мишна Брура запрещает заводить часы, даже когда они идут. Поэтому поским склоняются запретить ношение таких часов в субботу.

Некоторые поским разрешают носить наручные часы в субботу в месте, где нет эрува, другие запрещают. В соответствии с мнением тех, кто разрешает, я не слышал, чтобы имело значение, ходит человек постоянно именно с этими часами, или нет. (В книге Шмират Шабат кэ-Илхата 18, параграф 27 написано так: «С золотыми часами на руке можно выходить, т.к. человек не снимает часы, даже когда они не работают, поэтому часы считаются украшением. С обычными часами нельзя выходить там, где нет эрува, потому что обычно такие часы снимают, когда они не идут (но если человек всё-таки полагается на мнение тех, кто разрешает выходить с такими часами, эйн лимхот бэ-ядо — ему не мешают так себя вести, потому что у него есть, на чьё мнение полагаться)»).

С уважением,

Бен-Цион Зильбер

Слушайте: Перемещение мукце в шабат

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.