Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как запретили многожёнство?

Темы: Запреты, Многоженство, Заповеди, Овадья Климовский, Херем, Постановления мудрецов, Рабейну Гершом

Отложить Отложено

Шалом, уважаемые равы!

Я слышал, что в Торе есть заповедь ничего не убавлять и не прибавлять к Торе. Взять, к примеру, херемы рабейну Гершома. Например, нигде же не сказано, что нельзя читать чужие письма или напоминать раскаявшимся выкрестам, что они когда-то отступили от иудаизма. А чего стоит запрет многоженства? Ведь это же явное умаление от Торы.

Отвечает рав Овадья Климовский

Шалом! Вы совершенно правы — Тора запрещает убавлять и прибавлять к ней. Но запрет относится только к случаям, в которых дополнительный запрет выдается за слова самой Торы1. Если же мудрецы хотят создать вокруг запретов Торы «ограду», чтобы отдалить людей от возможности нарушения, и для этого вводят дополнительные ограничения, это только приветствуется. Рамбам даже посчитал послушание мудрецам за одну из заповедей самой Торы, как сказано — «не отклоняйся ни влево, ни вправо от того, что укажут тебе» (Дварим 17:11). Есть и другие причины, по которым мудрецы делают новые постановления — таканот. Само это название (буквально — исправления) показывает на смысл этих постановлений — поколения мельчают, и то, что было ясно само по себе 100 лет назад, сегодня нуждается в дополнительном запрете (так можно понять запрет на чтение чужих писем). Есть же постановления, связанные с изменениями в укладе жизни. Рабейну Гершом увидел, что в его поколении люди не смогут служить Всевышнему с двумя женами лучше, чем с одной, наоборот, это приводит к ссорам. Мы не претендуем здесь на раскрытие всех его соображений, но, безусловно, он пришел к выводу, что в наше время иметь более одной жены — вредно. Постановление это, кстати, было принято только европейскими общинами, для которых рабейну Гершом был ведущим авторитетом поколения.

А запрет напоминать человеку о дурных поступках, совершенных им в прошлом, является одной из заповедей Торы (см. Хинух, 338). Как написано «Не обижайте друг друга» (Ваикра 25:17), и Талмуд в трактате Бава Мециа (58б) делает вывод из этого — нельзя говорить раскаявшемуся грешнику «вспомни свои былые дела».


1Как это было сделано по ошибке первой женщиной, Хавой. Она сказала Змею — Творец запретил нам есть только от этого дерева, и прикасаться к нему. А запрет был только на еду. Если бы она отметила, что не хочет прикасаться к запретному дереву по собственному почину, желая уберечься от греха, возможно, это было бы только похвально, и не привело бы к таким печальным последствиям.

С уважением, Овадья Климовский.

Читайте: Рабейну Гершом — Меор Агола

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.