Темы: Запреты, Многоженство, Заповеди, Овадья Климовский, Херем, Постановления мудрецов, Рабейну Гершом
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныШалом, уважаемые равы!
Я слышал, что в Торе есть заповедь ничего не убавлять и не прибавлять к Торе. Взять, к примеру, херемы рабейну Гершома. Например, нигде же не сказано, что нельзя читать чужие письма или напоминать раскаявшимся выкрестам, что они когда-то отступили от иудаизма. А чего стоит запрет многоженства? Ведь это же явное умаление от Торы.
Шалом! Вы совершенно правы — Тора запрещает убавлять и прибавлять к ней. Но запрет относится только к случаям, в которых дополнительный запрет выдается за слова самой Торы1. Если же мудрецы хотят создать вокруг запретов Торы «ограду», чтобы отдалить людей от возможности нарушения, и для этого вводят дополнительные ограничения, это только приветствуется. Рамбам даже посчитал послушание мудрецам за одну из заповедей самой Торы, как сказано — «не отклоняйся ни влево, ни вправо от того, что укажут тебе» (Дварим 17:11). Есть и другие причины, по которым мудрецы делают новые постановления — таканот. Само это название (буквально — исправления) показывает на смысл этих постановлений — поколения мельчают, и то, что было ясно само по себе 100 лет назад, сегодня нуждается в дополнительном запрете (так можно понять запрет на чтение чужих писем). Есть же постановления, связанные с изменениями в укладе жизни. Рабейну Гершом увидел, что в его поколении люди не смогут служить Всевышнему с двумя женами лучше, чем с одной, наоборот, это приводит к ссорам. Мы не претендуем здесь на раскрытие всех его соображений, но, безусловно, он пришел к выводу, что в наше время иметь более одной жены — вредно. Постановление это, кстати, было принято только европейскими общинами, для которых рабейну Гершом был ведущим авторитетом поколения.
А запрет напоминать человеку о дурных поступках, совершенных им в прошлом, является одной из заповедей Торы (см. Хинух, 338). Как написано «Не обижайте друг друга» (Ваикра 25:17), и Талмуд в трактате Бава Мециа (58б) делает вывод из этого — нельзя говорить раскаявшемуся грешнику «вспомни свои былые дела».
1Как это было сделано по ошибке первой женщиной, Хавой. Она сказала Змею — Творец запретил нам есть только от этого дерева, и прикасаться к нему. А запрет был только на еду. Если бы она отметила, что не хочет прикасаться к запретному дереву по собственному почину, желая уберечься от греха, возможно, это было бы только похвально, и не привело бы к таким печальным последствиям.
С уважением, Овадья Климовский.
Читайте: Рабейну Гершом — Меор Агола
Рав Яков Шуб
Запрета, вроде, нет, но ничего не сказано о том, что две жены лучше, чем одна...
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ
Рав Овадья Климовский
Как сложился еврейский календарь?
Рав Яков Шуб
Ведь существует запрет чтения чужих писем...
Рав Яков Шуб
Какое именно мясное запрещено есть с молочным?
Рав Бенцион Зильбер
Многожёнство - обязанность?
Рав Бенцион Зильбер
Почему сейчас не практикуют многоженство?
Рав Шимон Соскин
Тора заповедует нам любить ближнего своего, как самого себя, что понимается мудрецами Талмуда, как повеление не делать другому того, что не желаешь себе
Рав Александр Кац,
из цикла «Еврейские мудрецы»
Ввел ряд алахических постановлений, наиболее важными из которых явились запрет многоженства
Рав Овадья Климовский
Какие виды Законов соблюдал Авраам?
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Шломо (в русской традиции — Соломон) уже с детства отличался уникальными способностями. Неудивительно, что юный помощник судей стал мудрым правителем.
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.