Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как можно разрешить то, что запретил Создатель?

Темы: Эрув, Суббота, Нохум Офман, Постановления мудрецов

Отложить Отложено

В «Кузари» написано, что эрув может объединить те владения, где носить нельзя по ТОРЕ, — все ли Авторитеты с этим согласны?

Отвечает рав Нохум Офман

В книге «Кузари» хазарский царь говорит о том, что эрув позволяет переносить предметы в таких местах, где это запрещено Торой, но мудрец отвечает ему: «Упаси Б-г сказать такое». Вот эта цитата из «Кузари» (3; 50 и 51):

«Сказал Кузари… Но мне осталось спросить тебя об эруве, [законы которого выражают] легкомысленное отношение к заповедям субботы. Как он может разрешить то, что запретил Создатель, с помощью столь лёгкого и малопочтенного приёма?

51. Сказал мудрец: упаси Б-г, чтобы согласилось столько праведников и мудрецов развязать узел из узлов Торы, ведь они говорят: «Сделайте ограду Торе» [т.е. «оградите запреты Торы от нарушений»]. И одна из возведённых ими оград — что запретили они вносить и выносить [предметы] из частного владения во владение многих и наоборот, хотя Тора этого не запретила. А затем проделали в этой ограде отверстие — чтобы их постановление не принимали за саму Тору и чтобы людям было легче, но так, чтобы пользовались этим облегчением закона только так, как разрешено; а разрешено это с помощью эрува».

По Торе есть два запрета переноса предметов в Шабат: запрещено переносить их на расстояние 4 локтя в «решут а-рабим» и выносить из «решут а-рабим» в «решут а-йохид» и наоборот. «Решут а-рабим» — это может быть, например, широкая улица. «Решут а-йохид» — это площадь, огороженная стеной не ниже 10 локтей. Двор, огороженный забором, является по Торе «решут а-йохид», но если в этом дворе есть несколько домов, то, поскольку он похож на «решут а-рабим», мудрецы запретили выносить предметы из домов в такой двор. С помощью же эрува выносить предметы из домов в такой двор разрешается.

Нужно прояснить, что слово «эрув» имеет два значения: 1) То, что принято называть «эрувом» сейчас, — проволока, натянутая настолбы. С помощью такой проволоки пространство, которое она «огораживает», превращается в «решут а-йохид». 2) Эрув, который упоминается в Талмуде и книгах мудрецов (в том числе, в книге «Кузари»). В одном из домов дворапомещают еду, собранную со всех домов. Эта еда называется эрувом. Считается, что все соседи по двору как бы вместе живут в доме, где помещён эрув.

Читайте: Можно ли возить ребёнка в коляске в субботу?

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.