Темы: Эрув, Суббота, Нохум Офман, Постановления мудрецов
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныВ «Кузари» написано, что эрув может объединить те владения, где носить нельзя по ТОРЕ, — все ли Авторитеты с этим согласны?
В книге «Кузари» хазарский царь говорит о том, что эрув позволяет переносить предметы в таких местах, где это запрещено Торой, но мудрец отвечает ему: «Упаси Б-г сказать такое». Вот эта цитата из «Кузари» (3; 50 и 51):
«Сказал Кузари… Но мне осталось спросить тебя об эруве, [законы которого выражают] легкомысленное отношение к заповедям субботы. Как он может разрешить то, что запретил Создатель, с помощью столь лёгкого и малопочтенного приёма?
51. Сказал мудрец: упаси Б-г, чтобы согласилось столько праведников и мудрецов развязать узел из узлов Торы, ведь они говорят: «Сделайте ограду Торе» [т.е. «оградите запреты Торы от нарушений»]. И одна из возведённых ими оград — что запретили они вносить и выносить [предметы] из частного владения во владение многих и наоборот, хотя Тора этого не запретила. А затем проделали в этой ограде отверстие — чтобы их постановление не принимали за саму Тору и чтобы людям было легче, но так, чтобы пользовались этим облегчением закона только так, как разрешено; а разрешено это с помощью эрува».
По Торе есть два запрета переноса предметов в Шабат: запрещено переносить их на расстояние 4 локтя в «решут а-рабим» и выносить из «решут а-рабим» в «решут а-йохид» и наоборот. «Решут а-рабим» — это может быть, например, широкая улица. «Решут а-йохид» — это площадь, огороженная стеной не ниже 10 локтей. Двор, огороженный забором, является по Торе «решут а-йохид», но если в этом дворе есть несколько домов, то, поскольку он похож на «решут а-рабим», мудрецы запретили выносить предметы из домов в такой двор. С помощью же эрува выносить предметы из домов в такой двор разрешается.
Нужно прояснить, что слово «эрув» имеет два значения: 1) То, что принято называть «эрувом» сейчас, — проволока, натянутая настолбы. С помощью такой проволоки пространство, которое она «огораживает», превращается в «решут а-йохид». 2) Эрув, который упоминается в Талмуде и книгах мудрецов (в том числе, в книге «Кузари»). В одном из домов дворапомещают еду, собранную со всех домов. Эта еда называется эрувом. Считается, что все соседи по двору как бы вместе живут в доме, где помещён эрув.
Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»
Эрув необходимо делать не только в общем дворе, но в любом месте, куда выходит несколько квартир. Считается, что хозяева квартир накладывают друг на друга запрет переносить вещи в общее владение.
Рав Яков Шуб
Какое именно мясное запрещено есть с молочным?
Рав Нохум Офман
Что учат женщины?
Рав Моше Пантелят
Что я могу делать в субботу, а чего делать нельзя?
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
Заповедь соблюдать субботу
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Можно ли выносить из дома предметы в субботу?
Рав Натан Агрес
Рав Нохум Офман
Редакция Толдот
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Почему нельзя включать или гасить свет в Субботу? Разве это тяжелая работа?
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.