Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Жилище мудреца — Храм?

Темы: Элиша, Рав Реувен Куклин, Танах, Храм, Значение слов в Торе

Отложить Отложено

Уважаемый рав Реувен Куклин.

В одном из Ваших ответов прочитал, что слово шульхан (стол) упоминается только по отношению к храму. А как же шульхан, упомянутый по отношению к Элише?

Жду ответа,
Вадим

Отвечает рав Реувен Куклин

Уважаемый Вадим!

В книге Мелахим 2 (4, 9-10) рассказывается о том, как пророк Элиша гостил время от времени в семье знатной женщины из Шунема. Сказала эта женщина своему мужу: «Вот, теперь я знаю, что человек Б-жий, который постоянно проходит мимо нас, святой. Сделаем, прошу тебя, небольшую верхнюю комнату, и поставим ему там постель, и стол, и стул, и светильник; и будет, когда он придёт к нам, то будет заходить туда». Из этого стиха ясно, что слово шульхан означает не только «стол для хлебов предложения», который был в Храме.

Стих, который Вы привели, – не единственное место, где слово шульхан означает просто «стол», а не «стол для хлебов предложения». В Танахе мы находим ещё много подобных мест.

Я не имел в виду, что нельзя найти во всём Танахе подобных мест. Я имел в виду, что первоначальное значение слова шульхан – «стол для хлебов предложения в Храме». И, действительно, во всём Пятикнижии слово шульхан употребляется только по отношению к столу для хлебов предложения.

Однако Ваш вопрос даёт нам возможность постичь удивительную вещь, «скрывающуюся» в этом стихе. Давайте задумаемся, почему Танах, обычно столь экономный в словах, считает необходимым перечислить все предметы мебели в комнате Элиши?

Из стихов, говорящих о гостеприимстве женщины из Шунема, мудрецы учат (Брахот 10а): «Каждый, кто принимает у себя мудреца Торы и даёт ему пользоваться своим имуществом, – словно приносит жертвы». Как я уже писал, Храм служил для того, чтобы поднимать материю на духовный уровень. Учат мудрецы, что существует ещё один способ поднять материю на духовный уровень – предоставить кров мудрецу Торы, поскольку всё, чем будет пользоваться мудрец, будет служить духовному – изучению Торы.

Четыре «предмета обстановки» в комнате Элиши напоминают о четырёх главных атрибутах Храма: стол, светильник, жертвенник и ковчег. Стул напоминает жертвенник, поскольку, говорят мудрецы, жертвенник находится (в духовных сферах) под «престолом (буквально, «стулом») Славы»; ковчег в самой книге Мелахим ( II ,11,2; см. комментарий Раши к этому стиху) называется «постелью». Удивительная вещь, слово «светильник» (менора) во всём Танахе, кроме этого стиха, употребляется, только когда речь идёт о светильнике, который был в Храме. Эти параллели нам показывают, насколько похожи Храм и жилище мудреца.

С уважением,
Реувен Куклин

Читайте:   Тора - Танах - Библия

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.