Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Кашрут. В чём смысл?

Темы: Кашрут, Заповеди, Бенцион Зильбер

Отложить Отложено

Растолкуйте, пожалуйста, смысл кашрута. Правильно ли то, что смысл кашрута заключается в том, что Б-г проверяет нас, сможем ли мы воздержаться? Какой основной смысл кашрута?

Ш., Москва

Отвечает рав Бенцион Зильбер

Уважаемая Ш.!

Посылаю Вам цитату из книги моего отца, зацал, «Беседы о Торе», стр. 148-149:

«Сказано в этой главе (Ваикра, Шмини 11:42-44: «…не ешьте их, ибо они – мерзость. Не оскверняйте ваши души всякими мелкими ползающими животными…Ибо Я – Г-сподь, Б-г ваш, и освящайтесь, и будьте святы, ибо Я свят…»

Вероятно, Творец природы и человека, приказав Своему народу: «Будьте святы», - запретил евреям есть сало, кровь и некоторые виды животных, потому что эта пища уменьшает восприимчивость человека к святости, удаляет от неё.

Существует также взаимосвязь между тем, что мы едим, и нашей сущностью, нашей психикой и характером. Новая наука – диетопсихология – может уже немало сказать о влиянии пищи на поведение человека. Так, скажем, учёные поинтересовались, чем питался обслуживающий персонал немецких концлагерей. Выяснилось: в основном, свиной кровяной колбасой.

Мы знаем, что алкоголь опьяняет. Действует он на человека быстро. Есть вещества, действие которых медленно и не столь очевидно.

Комментатор Торы Рамбан пишет, что некашерная пища наносит вред душе, духовному складу человека и ожесточает сердце.

«…Не ешьте их… и будьте святы, ибо Я свят». Эти слова указывают на связь между соблюдением кашрута и формированием душевных качеств человека, потому что приведённый стих призывает подражать Всевышнему («будьте святы, ибо Я свят») и увязывает это со словами «не ешьте их».

В этой связи вспомним комментарий к словам «…чтобы Он был тебе Б-гом и чтобы идти по Его путям» (Дварим, 26:17). Наши мудрецы поясняют: «Он милосерден, и вы будьте так же милосердны; Он добр, и вы будьте так же добры», то есть развивайте в себе присущие Ему качества. А как это делать?

В Талмуде сказано (Йома, 39), что грех притупляет чувства и ожесточает сердце. Известный раввин раби Моше Исерлес говорил, что даже ребёнка не следует кормить запрещённой пищей: если он будет есть её, то в зрелом возрасте у него появятся дурные привычки…

Соблюдение кашрута не только укрепляет наше тело и возвеличивает душу, оно – необходимое условие сохранения самобытности и индивидуальности еврейского народа. Существует немало очевидных различий в образе жизни между нами и другими народами, но ограничения в еде занимают среди них особое место – это признак, по которому нас отличают от остальных, и особенность, которая в то же время сближает нас, евреев: «Один глоток сближает дальних» (Сангедрин,103 б)».

И то, что Вы говорите, чтобы мы учились сдерживаться, – тоже один из смыслов этого повеления Б-га.

С уважением,
Бен-Цион Зильбер

Читайте: Кашрут в странах СНГ

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.