Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Молитва за врагов всегда должна быть с пожеланием мира и добра?

Темы: Запреты, Раскаяние, Тшува, Война, Заповеди, Молитва, Благословения, Проклятие, Добро и Зло

Отложить Отложено

Шалом. Молитва за неверных, неевреев, врагов всегда должна быть с пожеланием мира и добра. При этом в Торе достаточно четко разграничено: хочешь — выбирай благословение, поступая так; хочешь — проклятие, поступая иначе. Если человек выбирает проклятие, может, и неосознанно, но своими поступками, не должны ли мы понимать, что только проклятие его и ждет? Тогда наша молитва о нем идет как бы вразрез с Торой. Получается, молиться можно только о покаянии, но не о благах для людей, отвергающих или извращающих Б-га? N.

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, N.!

Не совсем понятно, почему Вам так очевидно, что молитва за злодеев и врагов должна быть с пожеланием мира и добра?

А как же 12-ое благословение в Амиде: «У доносчиков же пусть не будет надежды, и все творящие зло ныне пусть исчезнут, и все они без промедления истреблены будут. И злодеев без промедления искорени, разбей, уничтожь и подави вскоре, в наши дни»? Ничего себе — мир и добро!

А как же псалмы царя Давида, например «…когда истребляемы будут нечестивые — увидишь» (37:34), «Ведь ненавидящих Тебя, Господи, ненавижу я и с восстающими на Тебя ссорюсь! Полной ненавистью ненавижу их, врагами стали они мне» (139:21, 22) и еще много других стихов?

Уничтожение и наказание зла в этом мире — это огромное благо. В этом желание Всевышнего и в этом — освящение Его Имени, ведь пока зло существует, нет места Царству Всевышнего. Поэтому молиться и просить об искоренении злодеев — это просить об исполнении воли Всевышнего.

В Танахе множество стихов, где Сам Б-г говорит через пророков, что злодеи будут уничтожены Им, Благословенным, без всякой милости. Раз это Его желание, мы тоже должны просить об этом в молитве.

Только следует быть бдительным, не перегнуть палку. Есть зло — настоящее зло, а есть то, что только таким кажется. Многие спешат «записать» в злодеи тех, кто этого звания не заслужил. Тут надо быть очень аккуратным, особенно, когда речь идет о наших «далеких» духовно братьях-евреях.

Даже если они ведут себя «не по Торе» и, как Вы пишете, «выбирают проклятия своими поступками», не факт что в этом есть их вина. Безусловно, существует колоссальное различием между теми, кто грешит осознанно, и теми, кто не знает, что совершает нарушение. Если еврей не подозревает, например, о запрете варки в субботу, он ничего не выбирает. Его действие абсолютно нейтрально в духовном плане.

В большинстве случаев такие евреи не виноваты в подобного рода «нарушениях», ведь у них никогда не было настоящей возможности узнать и оценить по достоинству мировоззрение Торы. Они подобны детям, которые были похищены у родителей в младенчестве и выросли в плену чужих верований.

Согласитесь, шанс, что такие дети вернутся к Традиции отцов, невелик. Даже если такому человеку расскажут что-то и попытаются объяснить, сложно рассчитывать, что он решит менять свою жизнь. Тем более — если он уже в зрелом возрасте, со сформировавшимися взглядами, что мы от него хотим?

Поэтому наша обязанность — хорошо относиться к любому еврею (но ни в коем случае — не к его дурным поступкам) только потому, что он наш брат. Само собой, мы должны просить Всевышнего об их возвращении к Торе и заповедям, а не об уничтожении, не дай Б-г.

С уважением, Нохум Желязник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.