Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Каф а-Кела — это место для души, которой еще надо заслужить ад?

Темы: Аризаль, Исправление, Ад, Наказание, Душа, Каббала, Маараль из Праги, Загробная жизнь, Смерть, Ангел

Отложить Отложено

Здравствуйте, дорогой раввин, у меня несколько сложный вопрос. Я слышал, что Кафакела — это место для души, которая не заслуживает Гехинома (ада), и она приходит туда, пока не заслужит Гехином. Верно? Еще я слышал, что Кафакела состоит из сотен тысяч уровней с тысячами комнат на каждом уровне и там ангелы наказывают душу. И швыряние души — лишь одно из наказаний. Верно? Заранее спасибо. С уважением, Давид

Отвечает рав Нахум Желязник

Здравствуйте, Давид!

Спасибо за Ваш вопрос.

Что мы знаем о Каф а-Кела?

Впервые это выражение мы встречаем в книге Шмуэль I (25:29), когда Авигайль проклинает врагов царя Давида: «И (хотя) поднялся человек преследовать тебя и искать души твоей, да будет однако душа господина моего завязана в узле жизни у Господа, Б-га твоего; а души врагов твоих выбросит Он, как из пращи». «Каф а-Кела» в переводе — это место в праще, куда кладут камень для метания.

Талмуд в трактате Шабат (152 б) рассматривает этот стих и подчеркивает различие между тем, что ожидает души праведников, и тем, что постигнет души злодеев:

«Сказал Раби Элиэзер[i]: души праведников укрыты под Престолом Славы (Всевышнего), как сказано (там): “да будет однако душа господина моего завязана в узле жизни у Господа”, а души злодеев — один ангел стоит на одном конце мира, другой на другом и перекидывают душу один другому, как сказано “а души врагов твоих выбросит Он, как из пращи”».

Маараль[ii] трактует слова Талмуда так: злодеи после смерти продолжают то, что начали при жизни. На земле злое начало управляло ими, кидая из крайности в крайность, заставляло, теряя покой, бегать за преходящими удовольствиями этого мира. И после смерти душа продолжает метаться из конца в конец. В отличие от праведников, которые уже при жизни избрали себе умеренный путь, взвешивая свои поступки на весах разума. Они после смерти находят успокоение, «прилепляясь» к Источнику жизни.

Более подробную картину Каф а-Кела рисует Аризаль[iii] в каббалистическом труде «Шаар а-Гильгулим» (Предисловие, 22). Он пишет, что есть злодеи, о которых сказано: «а души врагов…» — не удостаиваются попасть в Геином сразу после смерти. Их души «катятся» от перевоплощения к перевоплощению. Пока не сотрется чуть-чуть грех их и не смогут войти в Геином на 12 месяцев для окончательного искупления.

Аризаль продолжает: у этого наказания нет установленного срока (в отличие от наказания в Геиноме — до 12 месяцев), а всё зависит от тяжести грехов. И объясняет: эти перевоплощения называются «гильгулим» (от «лэгалгель» — «катить») потому, что душа «перекатывается» и вселяется то в неодушевленные предметы, то в растения, то в животных, то в «говорящих» (людей). Душа получает те гильгулим, которые соответствуют ее грехам при жизни.

Она проходит через это потому, что есть виды наказаний, которые неприменимы к нематериальной душе. И чтобы пройти через них (ради полного исправления греха, совершенного человеком при жизни), ей приходится снова соединиться с материей, причем с материей, неподходящей ей. Б-жественная душа злодея страдает, пребывая в грубой материи, «не в своих ботинках», например, в камне или в теле собаки, и это страдание служит ей искуплением.

Когда душа «осознает» и «прочувствует» зло, которое причинила себе при жизни, увлекшись материальным, тогда можно будет допустить ее в Геином для окончательной «химчистки»-исправления.

Еще одно объяснение находим в книге «Шаарей Тшува»[iv] (2:18):

«И знай же, что вожделение души преступника, стремящегося в течение жизни к (удовлетворению) желаний тела, отделено от служения Всевышнему, и отрезана она от своих корней. Когда преступник умрет, душа его опустится к месту своего вожделения и свойством ее станет падение, а не взлет. Ее поднимут Ввысь на суд и разбирательство, дабы она увидела, что променяла Вышнее на преисподнюю. А поднявшись Ввысь, опустится она по свойству своему вниз, подобно камню, пущенному из пращи, который взлетев, падает на землю. И сказано (Шмуэль I 25;29): “Да будет душа господина моего завязана в узле жизни у Всевышнего; а души врагов твоих выбросит Он, как из пращи”».

Подведем итог: так или иначе, Каф а-Кела — это беспокойство и терзание души. Ложе пращи или ангелы, играющие в пинг-понг, — это образы, который использовали наши мудрецы в попытке дать некоторое представление о происходящем «там».

Вот, пожалуй, и всё, что мы нашли. Пусть Всевышний поможет всем нам избежать этого «приятного» места. Знакомства «на расстоянии», на наш взгляд, вполне достаточно.

С уважением, Нохум Желязник


[i] Раби Элиэзер бен-Орканос, он же раби Элиэзер а-Гадоль (Великий) — один из выдающихся мудрецов Израиля всех времен. Ученик раби Йоаханана бен-Закая. Раби Элиэзер жил в эпоху танаев (мудрецов Мишны). Обладал острым аналитическим умом и экстраординарными способностями.

[ii] Раби Йеуда-Лива бар-Бецалель (Маараль из Праги; ок. 5272-5369 / ок. 1512-1609) — выдающийся законоучитель, мыслитель и каббалист; духовный лидер еврейских общин Польши и Богемии.

[iii] Раби Ицхак бар-Шломо Лурия Ашкенази (Ари а-Кадош; Аризаль; 5294-5332 / 1534-1572, Иерусалим — Каир — Цфат) — величайший праведник, чудотворец и знаток сокровенных разделов Торы.

[iv] «Шаарей Тшува» — «Врата раскаяния», знаменитая книга Рабейну Йоны. Рабейну Йона бар-Шмуэль Геронди (умер в 5024 /1263, Испания, Франция) — выдающийся законовед и комментатор, создатель ряда шедевров еврейской этической мысли.

Материалы по теме

Врата Воздаяния. «Средние» и награда за заповеди нечестивцам

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Часто, наблюдая за миром, мы видим, как злодей проживает в благоденствии и богатстве свою жизнь, в то время, как праведник, страдая, прозябает в нищете. Подобные ситуации испокон времен вызывали вопрос, а куда же смотрит "всемирная справедливость"?

Дерех Хаим 1. Комментарий Маараля на трактат Авот 1:1

Маараль из Праги,
из цикла «Дерех Хаим. Комментарий на трактат Авот»

Трактат «Пиркей-авот» является одним из важнейших сочинений на морально-этические темы. В комментариях Маараля к первой главе подробно обсуждается вопрос религиозной преемственности при передаче Торы от Моше следующим поколениям. Особое место уделяется характеристикам горы Синай, которая неслучайно была выбрана в качестве места для дарования Торы еврейскому народу.

Почему нельзя молиться ангелам?

Рав Реувен Куклин

Ведь они являются проявлением воли Творца.

Верят ли евреи в ад и рай?

Рав Реувен Куклин

Насколько буквально, и что они под этим понимают?


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.