Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Интеллектуальный труд ущербнее физического?

Темы: Гордость, Разум, Мудрость, Предназначение, Скромность, Уважение, Работа, Самооценка, Материалы для Бней Ноах

Отложить Отложено

Шалом, уважаемый Рав! Хотел задать такой вопрос. Что говорит иудаизм об интеллектуальном труде? Он хуже, чем физический, или стоит наравне с ним?

Спрашиваю это не просто так. На днях ездил к знакомой женщине на дачу. Возил тачки с песком, камнями и делал другую достаточно тяжёлую работу, от которой устал. А женщина та подсмеивалась надо мной и говорила, что это тебе (то есть мне) не тексты переводить на иностранные языки и что это никчёмная работа по сравнению с физическим трудом.

Хотя я работаю в гардеробе (гардеробщиком, мне кажется, это само по себе в какой-то степени физическая работа, не могу тяжелее, так как я инвалид). Что Вы думаете об этом, Рав? Действительно ли интеллектуальный труд ущербнее физического? С уважением, N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Спасибо за Ваш вопрос.

Сначала позвольте поделиться, что являюсь типичным представителем тех, кто занимается интеллектуальным трудом. И не каким-нибудь, а — о, ужас! — среди прочего и переводами.

Да, бывает нелегко, ведь перевод — это не просто замена каждого слова на его словарный эквивалент. Нет, у каждого языка своя структура, свои образные выражения, да и у людей, говорящих на нем, часто свой определенный менталитет. И всё это надо учитывать и не просто заменять одни слова другими, а, по сути, составлять новый текст, в котором все упомянутые пункты учтены — и не только они. Да, требует изобретательности и, в целом, большого умственного напряжения. Вроде бы, мускулы не напрягаешь, а напрягаешься и устаешь.

И при всем при том заявляю: кто считает умственный труд никчемным по сравнению с физическим, да еще и открыто смеется над теми, кто занят умственным трудом, тот просто «набитый дурак» и в подметки Вам не годится. Даже если при этом у него очень развит интеллект — так, что и переводить умеет, и еще много чего знает и понимает. Всё равно, как кто-то выразился, «умный, умный — а дурак».

То же самое можно сказать и о человеке, который считает физический труд никчемным по сравнению с умственным.

Это на самом деле поразительный феномен: по моему личному впечатлению, люди делятся не просто на умных и не очень, а, по крайней мере, на три категории «по нарастающей»:1) глупый глупец (по-английски звучит лучше: stupid idiot — так говорят) 2) умный глупец 3) мудрец.

Нет, я не называю себя мудрецом — для этого надо еще очень много в жизни понять. Но вот такие люди, которые вроде как интеллектуалы и так много знают и понимают, но при этом выдают подобного типа ошибочные суждения о жизни, — по-моему, должны называться «умными глупцами». Ибо мудрец так не скажет.

Мудрец знает простую истину: Б-г создал каждого человека со своей ролью и в соответствии с ней дал ему способности — как инструменты для выполнения задания, исполнения роли.

И ответ на вопрос, «лучше» или «хуже» человек, определяется одним главным фактором: хорошо ли он выполняет свою роль? Работает ли на совесть? Использует ли данные ему способности и инструменты по назначению, на благо миру, или злоупотребляет, или отлынивает от работы?

И если, с одной стороны, у нас дворник, который трудится целый день и после его работы улица блестит, а с другой — президент, который недостаточно усердно трудится, в результате чего страна скатывается к кризису, то этот дворник лучше этого президента.

Это же справедливо в отношении всех профессий. Кто лучше, переводчик или гардеробщик? Хороший гардеробщик лучше плохого переводчика. А если переводчик тоже хороший, но смеется над гардеробщиком (или наоборот), то тем самым ставит себя ниже, демонстрируя собственную глупость и ущербность.

Ведь профессия — это еще не всё, и даже если человек хорошо выполняет свое дело, но при этом зол или надменен и т. п., то это определенно портит общую картину. И хорошим такого человека не назовешь. Не обязательно всё уметь и всё понимать, важно вырабатывать приятный характер и работать над его свойствами. Одним из самых важных из этих свойств является уважение к другим людям.

Наглядный пример того, что происходит даже с умным человеком, который не уважает других, мы видим в том, что случилось с учениками раби Акивы. Они были невероятно интеллектуальны и добивались блестящих результатов в изучении Торы. Но все они умерли в период между Песахом и Шавуотом, по словам мудрецов — поскольку не проявляли друг к другу уважения. Вот что думает Б-г о том, кто занят интеллектуальным трудом, и успешно, но не уважает других. Так что лучше усвоить этот урок.

А если кто-то скажет, что там все-таки они проявляли неуважение к собратьям-интеллектуалам, то вот еще пример:

Как известно, колена Иссахар и Звулун заключили сделку: Звулун занимается торговлей, хорошо зарабатывая, и материально поддерживает Иссахара, который посвящает жизнь изучению Торы. Тут Иссахар занимается интеллектуальным трудом, а Звулун — ну, не откровенно физическим, но торговлей — а о бизнесменах на разных этапах истории слагали анекдоты с общим посылом: богатые, но тупые. Так что тот, кто уважает лишь интеллектуалов, наверное, и торговцев будет презирать.

Однако Тора говорит: «Радуйся, Звулун, выходу твоему (в море на торговых судах), а Иссахар — в шатрах твоих (изучая Тору)» (Дварим 33:18). Раши[i] комментирует этот стих: Тора упоминает здесь Звулуна первым, перед Иссахаром, так как своими познаниями в Торе Иссахар обязан Звулуну. Вот так.

Да и вообще, если кто-то такой умный, то мог бы и призадуматься — и понять простую истину. Что важнее, скажем, в поезде или в машине: компьютеризованная система управления, где всё работает на электронике, или физическое колесо, которое крутится? Глупый вопрос: конечно, и то, и другое! Да, без пульта управления поезд не поедет, нечему привести его в движение. Но и без колес тоже! Нечего привести в движение!

Поэтому один мудрый президент, посетив порт, обратился к грузчикам так: «Вы тут разгружаете множество контейнеров с импортным кофе. Значит, благодаря вам мы в Белом доме не засыпаем за работой». Вот так: признать грузчика полноценным партнером тех, кто управляет страной.

Так что всё, что полезно, — то и важно. И важен всякий, кто приносит пользу обществу по мере своих сил. И смеяться над этим — верх глупости и высокомерия. А тот, кто смеется, тем самым ставит себя на самый низкий уровень, а в тяжелых случаях и вовсе ставит под угрозу свое существование. Ибо Б-г такого не терпит ни от кого.

Да поможет Он нам всем осознать и свою роль, и роль окружающих, чтобы каждый и с гордостью и радостью выполнял свою, и с глубоким уважением относился к исполнителям других ролей. Никто ни без кого тут не обойдется, и каждый является неотъемлемой и достойной частью единого целого.

С уважением, Меир Мучник


[i] Рабейну Шломо Ицхаки (4800-4865 /1040-1105, Франция, ешивы Германии) — классический комментатор Танаха и Талмуда.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.