Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Коллеги ведут себя по-хамски, проучить их физически?

Темы: Обида, Психология, Уважение, Работа, Самооценка, Ссоры и драки, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Добрый день! Несколько лет назад я прошел процесс переквалификации и сейчас работаю в IT-сфере. К моему большому удивлению, в этой области сравнительно очень много парней с чрезвычайно завышенным ЧСВ («чувством собственной важности») и порой ведущих себя совершенно по-хамски по отношению к коллегам. Я человек совсем не конфликтный, но какие-то чувства в ответ на такое неуважительное поведение копятся...

В связи с чем хочу вас спросить: насколько важно (и важно ли), по вашему мнению, мужчине в возрасте 33 лет умение отстоять свою позицию в физическом конфликте? Ведь каждый раз уступать и прощать или копить в себе — тоже ведь такое себе... тем более, в подобных коллективах. Порой просто хочется, извиняюсь за выражение, «настучать по башке». N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Прежде всего, позвольте выразить свою солидарность с Вами. Да, мир устроен так, что в нем есть самые разные люди, и не всегда везет на приятных. И когда в отношении тебя проявляют высокомерие и хамство, кровь вскипает и очень хочется поставить обидчика на место. Дать какой-то отпор.

Но, конечно, не так всё просто.

И если под «физическим конфликтом» Вы подразумеваете буквально физически ударить, «дать по морде» (ну, или «настучать по башке»), то этого определенно следует избегать всегда, кроме тех случаев, когда необходима самооборона, когда с кулаками накидываются на нас.

В Вашем же случае, если правильно понял, накидываются всё-таки не с кулаками. Ведь речь идет о типе профессии, где люди могут быть высокомерными, но всё же достаточно интеллигентными, чтобы бить только словами и жестами, а не руками и ногами.

И если кто-то ответит на их выпады именно физическим ударом, тот удостоится только большего презрения с их стороны и даст им для этого веский повод. В их глазах он станет «невыдержанным дикарем, которому не место в их весьма изысканном обществе и которого вообще надо в клетку посадить или еще как-то усмирить, чтобы не набрасывался как зверь на цивилизованных людей».

Поэтому, как бы их манера общения ни провоцировала, очень важно сохранять выдержку и не поддаваться, не срываться.

На крик тоже срываться не надо, он не намного лучше драки. Это, опять же, будет расценено как агрессивность и, в целом, слабость и несдержанность.

Отвечать спокойным тоном?

Не так плохо, но и не так хорошо. Как ни ответить, самим фактом вступления в перепалку, в обмен ударами того или иного типа, опустимся на их уровень.

Поэтому мудрецы (Йома 23а) превозносят тех людей, которые «слышат оскорбления в свой адрес, но сами не отвечают оскорблениями; слышат, как их поносят, но в ответ молчат».

Конечно, это очень трудно, поэтому за такое поведение обещана большая награда. И мудрецы признают, что, хотя отвечать на оскорбления не следует, «в сердце держать обиду надо» — пока обидчик не попросит прощения (там же).

Потому что, если есть у человека чувство правды и справедливости, а его несправедливо оскорбляют, это должно вызывать протест. Но именно внутренний. Слышал как-то выражение: «Чем более сердит интеллигент, тем громче он молчит».

Да, лучше всего «громко молчать»! Или вообще относиться к выпадам и к неуважительным жестам как к обращенному к нам собачьему лаю: она собака, что с нее взять. Обижаться не поможет — да и неуместно, несерьезно. Просто не обращать внимания и пройти мимо, чтобы не мешала.

И так, наоборот, поставить себя выше обидчика. Не ты дикий зверь по отношению к нему, а он — по отношению к тебе. Поэтому его надо игнорировать и не придавать значения тому, что он там лает.

Так что это не будет называться, как Вы говорите, «уступать, прощать, копить в себе». Собаке не «уступают», на нее не «копят» обиду. Просто понимают: ничего с нее не возьмешь, это же собака. И изначально ее лай никакого осадка не оставляет. Неприятно, конечно, но что поделаешь: есть на свете собаки и вот такие они.

Если человек будет именно так себя держать по отношению к тем, кто ему хамит, то может даже появиться шанс, что его начнут уважать и допускать в его адрес меньше выпадов. Не срываться в того или иного рода ответные действия, но и не уступать и расстилаться, а спокойно молчать.

Нет, физически можно уступить — опять же, как стараемся обойти собаку, преградившую нам дорогу и ощетинившуюся. Но с соответствующим отношением: это не покорная уступка с нашей стороны, а разумный шаг во избежание прямого столкновения со злобным животным. Нет, это и не жест презрения: мы собаку не презираем, просто с безразличием избегаем, чтобы не мешала жить.

Хотя, конечно, сказать легко… И не стану тут утверждать, что сам непременно справился бы. Все мы люди. Но если что-то и советовать, то, по логике вещей, именно это.

И желать, чтобы окружающие стали вести себя достойнее или чтобы изменилась обстановка, уж как получится.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.