Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему никого не беспокоит репутация короля Британии?

Темы: Запреты, Предназначение, Коэн, Заповеди, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Недавно прошла коронация нового британского короля Карла III. Для моих друзей англичан это выдающееся событие, к которому они относятся с гордостью и трепетом. Но почему-то их совсем не заботит «подмоченная репутация» короля. А что иудаизм думает о том, кто может быть лидером общества? Давид

Отвечает рав Яков Шуб

Уважаемый Давид,

Большое спасибо, что обратились к нам.

Понятно, что в рамках этого сайта мы не будем обсуждать моральный облик британского короля. Но общий подход к вопросу можно обсудить.

Должны ли главы государств и другие политики действовать в соответствии с более высокими моральными стандартами, чем члены общества, которое они представляют? Является ли лицемерием со стороны граждан, ведущих аморальный образ жизни, ожидать большего от своих лидеров? Эти вопросы являются предметом острых дискуссий в современном обществе.

Многие утверждают, что лидеры государств и должностные лица как представители общества не обязательно должны быть морально выше своих избирателей. Эту позицию, вероятно, можно сформулировать так: общество получает таких лидеров, каких оно заслуживает…

Однако другие полагают, что лидеры должны демонстрировать лучшее, что может предложить их общество и, соответственно, должны стремиться служить примером для общества в целом.

Интересно, что этот вопрос затрагивается и в Торе. Так, например, в недельной главе Эмор приводится подробное перечисление запретов и привилегий, которые относятся исключительно к коаним — священникам, ведущим свой род от Аарона, на которых возлагалась храмовая служба.

Согласно одному из этих особых законов, например, коэну запрещается прикасаться к умершему, по сути, ему запрещено вступать в прямое соприкосновение со смертью. Существуют и другие ограничения, например, коэн не может жениться на разведенной женщине и т.д.

Рамбан[i] пишет (комментарий к Ваикра 26:6): эти законы указывают на особый статус святости коэнов. Коэны должны воздерживаться от того, что формально допустимо, но не соответствуют духу святости.

Мы видим, что коаним в этом плане имеют более высокий статус, чем другие евреи. Соответственно и их поведение должно быть на более высоком уровне. То, что допустимо для обычного еврея, для коэна может быть неприемлемым.

Коаним представляют еврейский народ во время службы в Храме и постоянно находятся в центре общественного внимания. Соответственно они должны соблюдать особые законы святости и демонстрировать определенный уровень, быть примером для других членов общества.

Это послание актуально не только для религиозных лидеров, оно может быть взято на вооружение и общественно-политическими деятелями. Если лидер прилагает усилия к тому, чтобы добиться безупречной репутации, это, безусловно, положительно повлияет не только на него самого, но и на общество, которое он представляет.

Более того, особый урок есть здесь и для нас, обычных людей. Ведь Тора называет весь еврейский народ ממלכת כהנים וגוי קדוש («царством священников и народом святым», см. Шмот 19:6). Получается, что и «царству священников» недостаточно и неприемлемо руководствоваться обычными морально-этическими стандартами, ему следуют делать больше. Как коэн, находящийся в центре внимания, должен стремиться быть примером для подражания, даже идеалом для остальной части общества, так и еврейский народ должен стремиться к идеалу, стараться быть положительным примером для народов мира.

Не секрет, что в последнее время многие сетуют на предвзятое отношение СМИ к еврейскому народу в целом и, в частности, к его религиозной части. Безусловно, всё это правда и за этим часто стоят политические или другие интересы, а зачастую банальный антисемитизм. Тем не менее для нас самих было бы более конструктивно — вместо того, чтобы жаловаться на предрассудки и чрезмерное внимание, — научиться выполнять свою священную миссию — демонстрировать идеалы Торы всему человечеству.

С уважением, Яков Шуб


[i] Раби Моше бар-Нахман, Рамбан (4954-5030/1194-1270, Испания — Эрец-Исраэль) — величайший законоучитель, комментатор Танаха и Талмуда, каббалист.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.