Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Как справиться с дурными мыслями во время молитвы?

Темы: Мысли, Еврейский закон, Упование, Молитва, Страхи, Связь с Творцом

Отложить Отложено

Здравствуйте! Как справиться с дурными мыслями во время молитвы? Боюсь, что посторонние мысли сбудутся, останавливаюсь и начинаю сначала. N.

Отвечает рав Менахем Эпель

Здравствуйте, N.!

Спасибо, что обратились к нам.

Для начала отмечу, что помехи в служении Творцу соответствуют нашему духовному уровню, так что, если Вам мешают посторонние мысли, значит, Ваша молитва ценится на Небесах. Кроме того, я почти уверен, что посторонние мысли во время молитвы — это проблема, известная каждому, кто молится. Поэтому неудивительно, что наши книги содержат множество советов, как бороться с этой напастью.

Не будем далеко ходить и посмотрим, что самый авторитетный кодекс еврейского Закона — Шульхан Арух[i] (Орах Хаим 98:1) — говорит о сосредоточении во время молитвы (в приблизительном переводе):

«Молящийся должен настроиться в сердце на смысл произносимых им слов. И пусть думает, как будто Шхина (Б-жественное присутствие) находится перед ним. И пусть уберет все мешающие ему мысли, пока не останутся его мысль и настрой чистыми в его молитве. И пусть подумает, что если бы он говорил перед царем из плоти и крови, он бы упорядочил свою речь и говорил бы сосредоточенно, чтобы не ошибиться. Тем более — когда он стоит пред Царем всех царей, Святым, благословен Он, Который знает все мысли… А если придет к нему посторонняя мысль во время молитвы, следует замолчать, пока эта мысль не исчезнет. И следует думать о предметах, усмиряющих сердце и устремляющих его к Небесному Отцу. И не следует думать о вещах, ведущих к легкомыслию».

Уже отсюда можно вывести несколько важных рекомендаций, как сосредоточиться на молитве:

  1. «И пусть думает, как будто Шхина находится перед ним». Важно подчеркнуть: именно «пусть думает», а не «представляет», ведь одна из основ нашей веры гласит, что у Творца нет ни тела, ни подобия тела. Тем не менее, сказано в наших книгах, что и сила воображения тоже может очень помочь в этом случае. А именно: молящийся может представить себе, что он находится вне этого мира и вне своего тела. И как будто он на Небесах (имеются в виду Небеса духовные, а не космическое пространство). Молящийся может представить себе, как будто он находится в Святая святых Храма. Каббалисты рекомендуют представить четырехбуквенное непроизносимое Имя Творца с огласовками, которые приводятся в молитвеннике. Эти картины добавляют человеку трепета и богобоязненности, которые, в свою очередь, способствуют исчезновению посторонних мыслей.
  2. «И пусть уберет все мешающие ему мысли, пока не останутся его мысль и настрой чистыми в его молитве. И пусть подумает, что если бы он говорил перед царем из плоти и крови, он бы упорядочил свою речь и говорил бы сосредоточенно, чтобы не ошибиться. Тем более — когда он стоит пред Царем всех царей, Святым, благословен Он, Который знает все мысли…» То есть, важно уделить должное внимание подготовке к молитве, в том числе — мыслям, которые занимают человека еще до молитвы.

В книгах приводится совет помолиться перед молитвой, чтобы Всевышний помог наилучшим образом настроиться и подготовиться.

По-моему, здесь стоит упомянуть следующую поучительную историю: к раби Хаиму-Меиру Хагеру из Вижницы[ii], автору «Имрей Хаим», пришел хасид и пожаловался, что посторонние мысли мешают ему во время молитвы. Он попросил у раби совета, как от них избавиться. Вот что ответил раби Хагер: «Сначала следует разобраться, что это за посторонние мысли, о которых ты говоришь. Если человек встает еще засветло, окунается в микве[iii] и спешит проучить лист Талмуда, а затем, когда он молится, ему мешают разные мысли, — это действительно посторонние мысли. Если же он встает в семь утра, спускается к почтовому ящику, берет газету и внимательно ее изучает, а затем, прихватив тфилин (филактерии) направляется в синагогу, — после того, как поговорил о том о сем с парочкой приятелей, а потом к нему приходят мысли во время молитвы, то это вовсе не посторонние мысли. Напротив, именно молитва является посторонней в данном случае…» Конечно, не у всех есть возможность такой тщательной подготовки, но то, насколько важно готовиться к молитве, следует принять во внимание всем.

  1. «А если придет к нему посторонняя мысль во время молитвы, следует замолчать, пока эта мысль не исчезнет». Комментарий к Шульхан Аруху, «Мишна Брура»[iv], приводит еще несколько советов по избавлению от посторонних мыслей. Вот один из них: перед молитвой провести три раза правой рукой по лбу, произнося каждый раз стих (Тэилим 51:12): «Сердце чистое сотвори для меня, Б-же, и дух твердый обнови внутри меня» (приведу на святом языке для тех, кто его знает: "לב טהור ברא לי א-ל-ה-ים ורוח נכון חדש בקרבי"). И если придет посторонняя мысль во время молитвы, следует замолчать, провести правой рукой по лбу и мысленно произнести этот стих. Еще я видел простой совет: так как человек не может «думать две мысли одновременно», следует лучше сосредоточиться на словах молитвы, тогда посторонние мысли уйдут сами.
  2. «И следует думать о предметах, усмиряющих сердце и устремляющих его к Небесному Отцу. И не следует думать о вещах, ведущих к легкомыслию». Это также относится к подготовке к молитве.

Добавлю к этому, что в книгах можно найти и другие советы, помогающие справиться с посторонними мыслями. Я же привел только основные рекомендации, которые, на мой взгляд, важно знать в первую очередь.

Кроме того, Вы пишете: «Боюсь, что посторонние мысли сбудутся, останавливаюсь и начинаю сначала». Очень важно в жизни вообще и перед молитвой в частности полагаться на Творца, уповать на Него. Он желает нам только добра, и Он знает, какие мысли у нас «свои», а какие «посторонние». И поэтому, на мой взгляд, не нужно бояться, что посторонние мысли сбудутся.

Кроме того, если это мысли связаны с какой-то конкретной проблемой, важно обратиться к Творцу с просьбой решить эту проблему — и положиться на Него.

О том, что Вы начинаете молитву сначала. Наша молитва состоит из девятнадцати благословений, и начать сначала можно, только пока произносим благословение. Когда же всё благословение произнесено, к нему уже нельзя вернуться. Кроме того, в одной книге я прочитал следующее: количество слов в молитве тоже имеет глубокий смысл, поэтому праведники избегают повторения. Нам же, видимо, достаточно просто «не увлекаться» повторениями.

В заключение приведу мудрое высказывание четвертого главы хасидов Хабада, раби Шмуэля Шнеурсона из Любавичей (5594-5643 / 1834-1882, автор «Ликутей Тора» и «Ликутей Торат Шмуэль»): если можно отвлекаться на посторонние мысли во время молитвы, то можно и отвлекаться на святые мысли во время будничных дел.

С уважением, Менахем Эпель


[i] Шульхан Арух составлен раби Йосефом бар-Эфраимом Каро (Мехабер; Маран; 5248-5335 / 1488-1575; Испания — Португалия — Турция — Эрец-Исраэль), величайшим законоучителем всех поколений.

[ii] Раби Хаим-Меир бар-Исраэль Хагер из Вижницы (Вижницер Ребе; Имрей Хаим; 5648-5732 /1888-1972; Украина, Венгрия, Румыния, Эрец-Исраэль — Израиль) — выдающийся хасидский наставник.

[iii] Бассейн для ритуального омовения.

[iv] Мишна Брура — галахический кодекс, составленный раби Исраэлем-Меиром бар-Арье-Зэев а-Коэном Каганом (Хафец Хаим; 5598-5693 / 1838-1933, Литва, Польша) — выдающимся законоучителем и праведником, духовным лидером своего поколения.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.