Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему вместо духовного роста пришла пустота и «всё равно»?

Темы: Ненависть, Любовь, Психология, Отчуждение, Молитва, Изучение Торы, Самосовершенствование

Отложить Отложено

Добрый день. Вопрос о молитвенной жизни. Я стремлюсь молиться ежедневно. Но, если с вечера принимаешь решение встать пораньше и молиться, то утром, независимо от того, хочешь спать или нет, никакого желания молиться нет. Пустота внутри, вроде ты и не молился никогда, и словно твоя естественная жизнь вот такая, без молитвы и без Торы (с чтением Торы та же ситуация).

Я не первый год молюсь и читаю Тору. Нельзя сказать, что я прям «горела» духовностью, но внутри было ощущение как минимум зависимости от Господа и «вкус» и молитвы, и Торы. Почему вместо духовного роста и роста желания приближаться к Всевышнему пришла пустота и «всё равно»? Даже не безразличие, а как будто и не было всего.

Вот чувство, что ты такой человек — сам по себе, независимый. Первый раз в жизни я столкнулась с такой «независимостью» и не знаю, что мне делать. Что делать? Грести дальше? Менять что-то, но что? N.

Отвечает рав Моше Аксельрод

Шалом, N.

Очень понимаю Вас и сочувствую. Действительно, это непросто — ощущать внутреннюю пустоту, нежелание молиться, выполнять заповеди, читать Тору.

Но хочу успокоить Вас: это совершено нормальная ситуация. Все соблюдающие люди (я имею в виду — все) сталкиваются с этим. У всех бывают периоды в жизни, когда чувствуешь себя «сухо», нет желания молиться, учиться, заповеди выполняются без души, просто как автоматическое действие.

Рабейну Там[i] называет это «дни ненависти». Он пишет, что всегда бывают «дни любви» и «дни ненависти». Поэтому каждому, кто начинает служить Всевышнему, важно знать, что эти периоды постоянно сменяют друг друга. Иногда есть большое желание, например, молиться, а потом вдруг оно проходит и не остается «вкуса», который когда-то был в молитве.

Чтобы у нас было больше «дней любви», надо получать больше удовольствия от того, что мы делаем (в данном случае — молимся). Для этого стараемся глубже вникать в суть молитвы, глубже понимать её слова. Есть много книг, в том чисел и на русском, которые помогают приблизиться к сути молитвы. Например, книга «Даат Тфила» рава Эуда Раковского (Авицедека).

Если слова молитвы будут ближе к нашему сердцу, к нашему разуму, то количество «дней любви» будет увеличиваться, а «дней ненависти» — наоборот, сокращаться. Будет больше дней, когда молитва даётся легко, и меньше — когда тяжело.

Но важно знать: даже в те дни, когда нет желания и тяги к молитве, мы не перестаем молиться, а продолжаем делать это как раньше. Даже если кажется, что мы просто произносим слова без участия сердца и мысли. Всё равно продолжаем — и ждем, что это состояние пройдёт и настанут времена посветлее, и молиться будет легче. Если перестанем молиться вообще, то вернуться к этому потом будет намного сложней.

Также посоветовал бы Вам время от времени «уединяться» с Всевышним. Т. е. на короткое время, на пять минут в день или даже меньше отойти в сторону, закрыться одной в комнате или выйти в лес — и просто говорить с Всевышним. Так, чтобы это была не молитва из Сидура (молитвенника), а Ваши слова. Можно даже не просить ни о чём, а просто «говорить» с Всевышним, советоваться с Ним, рассказывать о своих проблемах.

И тогда, возможно, у Вас появится новый взгляд на молитву, увидите ее под другим ракурсом. Появится чувство, что во время молитвы есть «Собеседник», Который Вас любит и желает только добра. Такой, вообще-то, и должна быть наша молитва. «Месилат Йешарим»[ii] называет молитву «маса у-матан» (дословный перевод: «переговоры»). Молитва — это наше обращение к Б-гу. И Он, со Своей стороны, хочет помочь нам, просто мы не всегда видим и знаем, что лучше для нас.

Желаю Вам успехов на этом непростом, но очень важном пути.

С уважением, Моше Аксельрод


[i] Рабейну Там — раби Яаков бар-Меир (ок. 4860-4931 / ок. 1100-1171, Рамерю, Труа ) — глава поколения мудрецов Франции, величайший из Баалей Тосафот — авторов классического комментария Тосафот к Талмуду. Прозвище «Там» (תם — «прямой», «цельный», «совершенный») восходит к стиху Торы, говорящему о праотце Яакове: «А Яаков был человеком прямым…» (Берешит 25:27).

[ii] Книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») — одна из вершин еврейской философской мысли, основной труд по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу. Ее автор — раби Моше-Хаим бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль), один из величайших знатоков сокровенного учения.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.