Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Есть ли в иудаизме четко сформулированная система ценностей?

Темы: Богатство, Цель творения, Награда, Любовь, Будущий мир, Дружба, Благословения, Здоровье, Работа

Отложить Отложено

Есть ли в иудаизме четко сформулированная система ценностей? Если да, то какая? Заранее спасибо! N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Полагаю, что, говоря о «системе ценностей», Вы имеете в виду понятие, как оно обычно трактуется в современном мире: то, что в жизни важно и к чему следует стремиться.

Более детально систему человеческих ценностей исследовал психолог Милтон Рокич, разделив ценности на две категории: цели «терминальные» и «инструментальные».

По-простому, в первой категории — то, что в жизни важно как конечная цель: здоровье, любовь и семья, друзья, работа и самореализация, материальное благополучие и т.д.

Во второй — то, что в жизни важно как средство достижения целей первой категории: честность, трудолюбие, ответственность, смелость, жизнерадостность и юмор, чуткость к нуждам других. Целей следует достигать правильными средствами: честным путем, а не плутовством, идти к цели смело, но при этом — не толкая других.

Так вот, нетрудно увидеть, что первая категория «ценностей» — разного рода блага, к которым все инстинктивно стремятся и которые обычно входят в определение «хорошей жизни». Здоровье и друзья, деньги и любовь: у кого всё это есть — эх, хорошо ему живется! И я хочу!

Вторая категория — в основном, человеческие качества. Надо стремиться выработать у себя набор положительных качеств и в целом быть «хорошим человеком».

А в иудаизме какая «система ценностей»? Что в жизни важно, с точки зрения Торы?

Тора четко говорит — важно исполнять ее заповеди. А что такое заповеди? Есть несколько способов их классифицировать, но объединяет их одно: это действия. То, что человек делает. Для Б-га или другого человека, потому что важны отношения и с другим человеком. Или для достижения какой-то цели. Но.

Сами цели, сами блага, которые в вышеупомянутой системе являются первой, главной категорией ценностей, в Торе заповедями не являются. То есть, нет заповеди: будь здоровым, имей друзей, имей деньги. Да, человек и без чьих-либо повелений ко всему этому стремится. Никто и не говорит, что здоровье неважно или что не стоит иметь деньги, тем более — что стоит жить без любимых людей! Но нельзя также сказать, что это является «ценностью», что в стремлении к этому весь смысл жизни.

А вот человеческие качества… Тора говорит: не убивай, не кради, занимайся благотворительностью, люби людей. А также — люби Б-га и не проклинай Его, служи Ему.

Это действия. Но мудрецы говорят и о качествах, которые эти действия вырабатывают и демонстрируют: скромность, застенчивость, расторопность, любовь, жизнерадостность, щедрость. Эти и другие положительные качества надо вырабатывать. А других избегать: гордыни, наглости, гнева, зависти, тщеславия. Такие списки качеств и другие этические наставления представлены в Пиркей Авот («Поучениях отцов»)[i] и в книгах по еврейской этике, таких, как «Орхот Цадиким»[ii], «Месилат Йешарим»[iii] и др.

Таким образом, когда речь заходит о человеческих действиях и качествах, иудаизм действительно говорит, что они важны, и указывает те из них, к которым следует стремиться.

Получается интересная вещь. В общепринятом понимании блага жизни — это «ценности», являющиеся целью, а человеческие качества — «ценности», которые являются средством для достижения этой цели. Но в понимании Торы только положительные человеческие качества и действия и являются «ценностью». Это — цель!

А блага жизни — наоборот, средства! Как поясняет Рамбам[iv]: перечисляя благословения — блага жизни (Ваикра 25, Дварим 28), Тора имеет в виду не награду за выполнение заповедей (ее получим в Будущем мире), а инструменты и благоприятные условия, которые мы получим для дальнейшего успешного выполнения заповедей — совершения благих действий и выработки положительных черт характера.

Итак, Тора также считает важным то, что считается важным в мире, но одновременно предлагает совершенно иной взгляд и подход. В мире главным считаются блага. Цель — «хорошая жизнь». А достигать цели надо правильными средствами — правильными человеческими качествами и поступками.

В иудаизме же главными считаются именно человеческие качества и поступки. Цель — «хорошие люди». Их воспитание. А жизненные блага — средства, которые можно использовать как «гантели» для накачки «духовным мускулов» хорошего человека. Так как истинно хорошая жизнь всё равно будет достигнута не в этом мире, а в Будущем.

Среди прочего, такое отношение к жизни помогает правильно подходить к ее проблемам и невзгодам, которых, хотим мы того или нет, в ней много. Если цель — хорошая жизнь, то с ней вечно перебои. Да, хорошо, когда есть и здоровье, и деньги, и друзья, и любовь. Да только многим ли всё это дано в полной мере и не на что жаловаться? И всегда ли это в руках человека?

Если же цель — хороший человек, то им каждый из нас может быть, если правильно настроит себя и использует данные ему инструменты, — это всегда в его руках. Ибо этот мир был создан Б-гом не для того, чтобы жизнь была хорошей, а чтобы люди были хорошими. Поскольку он, этот мир, в отличие от Будущего мира, — не место получения награды и наказания, зарплаты и расплаты, а место работы.

Продолжим же наш труд, и будем стремиться к обретению того, что для нас здесь на самом деле важно, — набора положительных качеств, которые сделают нас достойными людьми!

С уважением, Меир Мучник


[i] Пиркей Авот — последний из девяти трактатов четвертого раздела Мишны, раздела Нэзикин («Ущербы»). Представляет собой сборник изречений танаев — мудрецов Мишны, живших между 3 веком до н.э. и 3 веком н.э. Основное содержание  трактата — этическое учение. В Талмуде (Бава Кама 30а) сказано: «Тому, кто хочет быть праведником, надо поступать согласно трактату Авот».

[ii] «Орхот Цадиким» — трактат неизвестного автора эпохи средневековья, классическое произведение еврейской этики, в котором подробно разбираются различные человеческие недостатки и способы избавления от них, а также — человеческие достоинства и пути их приобретения.

[iii] Книга раби Моше-Хаима бар-Яаков-Хай Луцато (Луццатто, также — Рамхаль; 5467-5507 /1707-1747, Италия, Амстердам, Эрец-Исраэль) — одного из величайших знатоков сокровенного учения. Книга «Месилат Йешарим» («Путь праведных») стала одной из вершин еврейской философской мысли, основным трудом по вопросам самосовершенствования, саморазвития и служения Творцу.

[iv] Раби Моше бар-Маймон, Маймонид (4895-4965/1135-1204, Испания — Египет) — величайший еврейский мыслитель и законоучитель.

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.