Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Какое отношение иудаизма к хобби?

Темы: Красота, Запреты, Время, Заповеди, Досуг, Работа, Искусство

Отложить Отложено

Здравствуйте. У меня вопрос по поводу хобби. Я одно время очень увлеклась рисованием. Купила огромное количество разных принадлежностей для этого, онлайн-курсы и т. д. У меня получалось очень неплохо, и поэтому интерес всё возрастал и вещи всё покупались и покупались. Но потом спало первое увлечение, как это обычно бывает, и я перестала находить на это время, и так у меня всё это и стоит.

С тех пор прошло время и я очень «итхазакти» (продвинулась в соблюдении мицвот — заповедей, данных евреям), много учу и читаю, перестала вообще смотреть разные ролики на ютуб (кроме уроков в Толдот) и стараюсь не «убивать» время.

И теперь, когда я осознаю, как время дорого и как много всего нужно успеть, я не знаю: тратить ли время на рисование? Или еврей со временем должен проститься с разными хобби и заниматься вещами серьёзнее? Какое отношение иудаизма к хобби? Заранее спасибо за ответ! N.

 

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Вы правы, что время любого человека, особенно еврея, которому даны дополнительные обязанности, дорого, и его не следует тратить понапрасну. Жизнь проходит очень быстро, и надо хорошо использовать каждую минуту.

В то же время факт в том, что Б-г создал чудесный мир, а в нем — человека, способного этот мир постигать и наделенного различными способностями и талантами. Для чего? Чтобы мы намеренно их НЕ использовали? Нет. Именно чтобы использовали.

Другое дело, что всё на свете делать невозможно, человек ограничен. Поэтому надо выбрать какое-то основное дело, а другие занятия вполне могут быть хобби, которыми занимаешься для души, следя за тем, чтобы это не было в ущерб главному. Такие увлечения, как, например, история, география, музыка, архитектура, только обогащают человека, помогают ему лучше познать и оценить мир, созданный Б-гом, всю его красоту и богатство, всю сложность системы.

И рисование тоже, несомненно, — один из талантов, которые человек может развивать. Религиозный еврей может даже заниматься этим профессионально, как например, один из наших блогеров, замечательный художник-иллюстратор Гади Поллак.

Рисование — это и самовыражение, и красота. А она нам строить и жить помогает, как песня. Ведь мы поем на субботних и праздничных трапезах и на молитвах, танцуем на свадьбах. А значит, нужны и композиторы, и музыканты, и кто-то этим занимается, используя свои способности.

Мудрецы, толкуя Тору, говорят (Шабат 133 б): «Красиво исполняй Его заповеди: построй красивую сукку, возьми красивый лулав, труби в красивый шофар, прикрепи к одежде красивые кисти цицит. Возьми красивый пергамент и напиши на нем Тору красивым шрифтом, и оберни в изысканный шелк». Разумеется, и построй красивую синагогу — а это архитектура. И живопись, синагоги можно ею украшать. И не только их.

Значит, нужны люди, которые создадут всю эту красоту, и их труд не будет считаться напрасным.

Только важный момент — искусство может быть хобби или даже профессией, но не следует забывать, что всё это — в порядке служения Б-гу, путь к Нему.

Тогда как в современном мире искусство в некотором смысле «слишком много о себе возомнило» и, по сути, подменило собой религию. В прошлом художники, писатели, поэты, музыканты воспринимались как ремесленники, выполняющие полезную работу, а то и вовсе как прислуга. По всей видимости, их недостаточно ценили, и то, что Моцарт был вынужден обедать «вместе с другими слугами» и терпеть прихоти господина, кажется нам абсолютно диким.

Но с тех пор ударились в противоположную крайность: художники воспринимаются как пророки, служители «музы», а то и вовсе боги, работа которых сама по себе свята, даже если люди ее не воспринимают и она не приносит им пользы. К литературным текстам и музыкальным партитурам относятся с благоговением и пиететом, как к священным текстам, продиктованным «высшим гением». Вокруг них суетятся, их изучают и пытаются понять всю заложенную в них глубину, пишут горы книг и диссертаций. Не смей сказать, что какое-то произведение или его часть не так гениальна, как остальные — гениально всё, по определению, это мы, простые людишки, не понимаем глубины!

И в живописи, конечно, такое наблюдается: уже можно нарисовать что угодно и подать как высшую стадию прогресса в искусстве, а если кому-то непонятно, что тут такого? Ну, он просто отсталый и не понимает гениального художника, который так видит!

Гениальность многих произведений искусства неоспорима, но нельзя забывать, что художник — не источник этой гениальности, а проводник. Он одаренКем-то Свыше, и не все его творения гениальны, а только те, в создании которых ему по-особому помогает Истинный Творец. А Он не всегда и всем помогает в одинаковой мере, в т. ч. и для того, чтобы было видно: всё зависит не от человека, а от Него. Если это признается, хорошо, но если нет, это уже идолопоклонство.

Кроме того, такое отношение подрывает истинные ценности Б-га. Художник считается святым лишь потому, что создает свои произведения. А то, что он при этом может обладать скверным характером, а то и вовсе погрязнуть в различных грехах, — это ему прощается, мол, главное — он гений! Так, большинство классических писателей и композиторов своими характерами и жизнью отнюдь не олицетворяли святость и добродетель. Самым скандальным во всех отношениях, включая антисемитизм, был Вагнер, но и многие другие всем этим грешили, и возведение их в ранг святых легитимирует то, что для нас неприемлемо.

Поэтому наше отношение к искусству такое: оно не должно противоречить служению Б-гу и Его ценностям, напротив, должно способствовать этому, и художники должны осознавать свою роль как таковую. Заниматься творчеством, но считать себя не Творцами, а лишь проводниками гения Истинного Творца. Его служителями, обязанными не только выполнять свою роль, создавая произведения искусства, но и хранить Его принципы и ценности.

Если эти условия соблюдены, то — пожалуйста, творите и используйте свои способности и таланты для создания красоты и служения Б-гу.

Другое дело, что, как Вы уже пронаблюдали, увлечение может пройти и смениться остыванием. Это тоже нормальный процесс. Что ж, если нет желания, никто и не заставляет заниматься тем или иным хобби. (В отличие от ситуации, когда пропадает желание заниматься своим основным делом. Тогда, прежде всего, нужно терпеть, ведь обычно есть обязательства и нельзя так просто всё бросить. Да и настроение может перемениться. Однако, если это чувство сильное и устойчивое, можно задуматься и о смене профессии. Только надо хорошенько продумать: чем еще заниматься и как перейти на новый путь).

А если вернется увлечение, можно и возобновить эти занятия. И продолжать использовать свой талант, наряду со всеми остальными способностями, которыми Вас наделил Б-г.

Желаю успеха в использовании их всех!

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.