Темы: Свобода выбора, Грех, Искусство, Добро и Зло, Самосовершенствование
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныКак-то раз с одним человеком мы рассуждали на тему грехопадения творения. И мне высказали одну мысль, которая звучит так: «Каков Творец, таково и творение».
Мысль заключается в том, что если у человека истинное мастерство, то горшки, изготовленные им, будут прочными и не будут разваливаться сами по себе. Если же человек не имеет мастерства, то любое его изделие будет разваливаться само по себе, что этот человек может выдать за свободу выбора изделия. Как можно возразить на это? Владислав
Здравствуйте, Владислав!
Я бы уточнил идею, которую Вы приводите, следующим образом. Истинное мастерство заключается не в том, чтобы «горшки не разваливались», а в том, чтобы они «разваливались» при определённых обстоятельствах, в оговоренное время и на нужное число черепков. Но суть вопроса, на мой взгляд, — в другом.
Я слышал об одной воспитательнице, которая специально ставила хрустальную вазу на стол, когда в комнате находились маленькие дети — такие, которым уже можно было объяснить, что позволено делать, а что нет. Дети играли, веселились и учились, но знали, что вазу трогать нельзя, поскольку будут последствия.
Свобода выбора как понятие и инструмент духовного продвижения — вовсе не фетиш. Относительно легко смастерить робота, действующего по строго определённой программе, для этого не нужно быть гениальным кибернетиком. Но создать существо, умеющее осмысливать ситуацию, выбирать оптимальный ход из множества вариантов, способен лишь гений.
Можно взглянуть на это и с другой стороны. Есть несомненное различие между механическим воспроизведением окружающего мира и его художественной оценкой и творческим осмыслением. Умение видеть вокруг удивительные вещи не даётся людям, слепо следующим правилам. Для этого необходимо достигнуть определённой этической зрелости, а уж это требует определённой работы. Суть вещей скрыта от сухого, педантичного взгляда, но открывается тем, кто учится на ошибках.
Право на ошибку, способность ошибаться не свидетельствует о несовершенстве Создателя, оно говорит лишь о Его желании сделать нас компаньонами Творения, дать нам самим достичь духовного уровня, который позволил бы использовать весь потенциал, который Он вложил в нас.
Чтобы человек научился дорожить тем, что имеет, ему приходится порой попробовать вкус потерь. Чтобы оценить совершенство и красоту мира, нужно иметь представление о несовершенстве.
С уважением, Александр Красильщиков
Журнал «Мир Торы»
Создадим человека в образе Нашем по подобию Нашему
Рав Келонимус Калмиш Шапиро,
из цикла ««Обязанности учеников» (Ховат аталмидим)»
Теперь тебе показали, что Б-г — Г-сподь, и нет никого, кроме Него
Рав Натан Агрес
Рав Яков Шуб
Учусь в университете, читаю много книг, хожу на лекции, но считаю, что этого недостаточно...
Рав Меир Мучник
В частности, к творцам, которые создают свои собственные миры?
Мирьям Климовская
Влияние среды и воспитания, как и всяких "нейрофизиологических факторов" на поведение человека сильно преувеличено современной наукой. Почему?
Рав Шимон Соскин
Все мы рисовали в детстве. И дома, и на уроках рисования в школе. Многие любят рисовать до сих пор. Немало людей делают это достаточно талантливо, у некоторых живопись стала призванием и профессией, приносящей заработок. Но разрешено ли это Торой?
Рав Реувен Куклин
Все предопределено, и свобода дана?
Рав Реувен Куклин
Если Б-г — абсолютное добро?..
Рав Реувен Куклин
…и его последствия?
Рав Ефим Свирский
Рав Овадья Климовский
Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Недельная глава»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Награда и наказание, благословение и проклятие за соблюдение и нарушение Торы.
«Оцарот»
Как сложно угодить беднякам и богачам, собравшимся на одной и той же трапезе... История о чудесах Творца.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Бехукотай»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Соблюдение законов шмиты и йовеля приводит не только к физическому, но и духовному благосостоянию. Процесс отступничества от иудаизма является последовательным и разрушительным.
Рав Ефим Свирский
«Оцарот»
История о человеке, который использовал раввинское благословение для того, чтобы выиграть в лотерею
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Бенцион Зильбер
И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.