Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Что нужно сделать, чтобы больше не рождаться?

Темы: Исправление, Ад, Награда и наказание, Предназначение, Грех, Душа, Заповеди, Будущий мир

Отложить Отложено

Шалом, подскажите, пожалуйста. Вот все раввины говорят про Будущий мир, про награду в Будущем мире, есть учение про гилгуль — реинкарнацию. А можно ли как-то сделать, чтобы этого мира не было? Что нужно сделать, чтобы больше не рождаться?

Вот я — грешник, грешу постоянно. Сгорит ли моя душа в аду? Или мне опять нужно будет рождаться, что-то исправлять? И за что Бог наказывает души, которые рождаются в России, за какие грехи? И что нужно делать, чтоб, не дай Бог, родиться еще когда-либо в России? N.

Отвечает рав Меир Мучник

Здравствуйте, N.!

Если честно, боюсь, что одному Б-гу известно, кто и как в наше время заново рождается. Так что дать Вам точную информацию или указания, как этого избежать, я не могу. Только в целом могу сказать: чем меньше мы совершаем грехов и чем больше выполняем заповедей и просто правильных действий, тем больше шанс, что выполним свое предназначение в этой жизни и нам не потребуется еще что-то исправлять. Но гарантий никаких нет. Есть мнение, что сегодня вообще все люди являются такими — заново рожденными, много надо исправить к концу истории, ускорив ее ход.

А что касается вопроса, что нужно делать, чтобы, Б-же упаси, не родиться еще когда-либо в России, тут у меня есть простая идея. Если грешить больше и как следует, есть шанс в следующий раз родиться, например, в Афганистане. Где теперь пришли к власти святые талибы и, возможно, поведут страну к светлому шариатскому будущему. А то Россия уже ни к какому подобного рода светлому будущему, похоже, не стремится. Вот и возможность получения иной доли в этом плане. Ведь если и родиться снова, то — в том самом будущем, и вот, может быть, оно окажется светлым.

Или можно родиться, например, в Сирии или Судане, Эфиопии или Сомали или еще в одной из тех стран, где идет гражданская война, со всеми вытекающими — массовыми убийствами, голодом и т. д. Вам ведь главное — не в России, ну вот, пожалуйста.

Или, скажем, в Индии, в трущобах Калькутты, или в Бразилии, в фавелах Рио. Ведь любой российский город, как заметил Остап, совсем не Рио-де-Жанейро, а так будет тот самый Рио!

А, может быть, в одной из других латиноамериканских стран, откуда идет постоянный поток мигрантов в США из-за вездесущей бедности и насилия? Главное ведь — не Россия, да и климат там потеплее.

Но Вы, наверное, имеете в виду не где-нибудь, а в тех же США или одной из других развитых стран Запада — которых гораздо меньше, чем стран Юга и Востока, а население их составляет еще меньшую долю. То есть, как родиться не просто не в России, а именно в той небольшой по проценту части человечества? Что ж, это понятное желание, но думаю, что тут следует быть осторожным в желаниях: выяснить, на самом ли деле люди там счастливее — не полнее ли полки магазинов, а радостнее ли сердца, ниже ли процент самоубийств и т. д. Это не всегда одно и то же.

Нет, я вовсе не подразумеваю, что Россия на самом деле лучше всех. Она не лучше и не хуже всех. Она — одна из длинного списка стран, у каждой из которых есть свои достоинства и недостатки. В чем-то Россия лучше других, в чем-то хуже. А если кому-то кажется, что любое место на земле лучше, чем его страна, то это, скорее всего, пример классического заблуждения под названием «там лучше, где нас нет».

Конечно, существует много примеров эмиграции в поисках лучшей доли, и краеугольный камень нашей религии — Исход из Египта, если призадуматься, — пример именно такой эмиграции. Там может быть лучше, где нас нет. Но отнюдь не всегда бывает. И в статистике эмиграции есть разные истории: кому-то действительно стало лучше на новом месте, а кому-то нет, кто-то поменял одни проблемы на другие, кто-то вообще предпочел потом вернуться.

Ведь в истории Исхода Сам Б-г велел Моше вывести евреев из Египта. В наше время откровенного пророчества и чудес нет, но может возникнуть ситуация, когда очевидно, что «сам Б-г велел». А может и не возникнуть, и тут надо осторожно всё взвешивать, прежде чем решим, действительно ли другое место лучше нашего нынешнего.

И если говорить о том, «за что Б-г наказывает души, которые рождаются в России», то простите, может быть, я тут заинтересованное лицо, т. к. родился в той самой России, но лично мне не кажется, что Б-г меня тем самым за что-то наказал. И многих других знакомых мне людей тоже. Не могу жаловаться на то, как сложилась судьба; и в том, что началась моя жизнь в России, лично я нахожу уж точно не только минусы, но и плюсы.

Да и вообще, если судить о месте рождения человека с точки зрения наказания за грехи прошлой жизни, что будем делать с миллионами, а то и миллиардами людей, родившимися в упомянутых странах, где отнюдь не рай? Или даже с большой долей жителей развитых стран, родившихся в семьях, принадлежащих к бедным слоям населения?

Нет, похоже, не одно поведение в прошлой жизни определяет, где человек родится. Да и, скорее, речь идет вовсе не о наказании за грехи, а о завершении того, что недоделано в предыдущей жизни, и исправлении того, что было сделано неправильно. И как именно совершается это исправление — тоже нам не всегда можно понять. Поэтому лучше вообще не связывать место рождения человека с этими факторами. И относиться к этому больше как к данному Б-гом инструменту и вызову.

А именно: везде есть достоинства и недостатки. И в людях, которых порождает каждая земля, тоже. И задача человека, родившегося в конкретной стране, — развивать в себе соответствующие достоинства и контролировать, а по возможности и искоренять недостатки.

И достоинства страны — те блага, которые она предлагает, — использовать для совершенствования себя и мира, для служения с их помощью Б-гу. А недостатки страны по возможности исправлять или хотя бы стараться, чтобы не затронули нас негативным образом. Например, если есть в стране алкоголизм или, как сегодня, слишком много случаев стрельбы психопатов по мирным гражданам (чемпион в этом деле Америка, но Россия, к сожалению, начинает догонять), то, в силу возможностей, бороться с этими явлениями. И, по крайней мере, самим держаться подальше от алкоголя и соответствующих компаний, и психопатов, и отчуждения от общества, гнева и озлобления на него.

Такой вот подход хорошо стараться выработать в отношении страны, в которую поместил нас Б-г. Признавая, что Он не случайно это сделал, но и необязательно — в качестве наказания. И в целом стоит стараться выполнять как можно больше заповедей и избегать грехов. И тогда — не знаю, как с реинкарнацией, — но в целом наши шансы на более благоприятную и эффективную жизнь увеличатся.

С уважением, Меир Мучник

Материалы по теме

Врата воздаяния. О Геиноме

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

Противоположность «Будущему миру» — «Геином» — или, по-русски, Ад . Место, где души грешников в страшных мучениях очищаются от дурного, совершенного в жизни, после смерти. Рамбан на основе устной традиции подробно описывает само понятие «Геином» и его связь с нашим физическим миром.

С какого возраста человек считается грешным?

Рав Овадья Климовский

Даже поступки маленького ребенка формируют его отношения с Всевышним?

Какие временные этапы сопровождают наступление грядущего мира?

Рав Эльяким Залкинд

С какого момента время перестает существовать?

Врата Воздаяния. Суд Рош Ашана

Раби Моше бен Нахман РАМБАН,
из цикла «Врата воздаяния»

«Три книги открываются в Рош ашана: книга совершенных праведников, книга законченных грешников и книга «средних».


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.