Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch

Почему мы сочувствуем человеку, попавшему в беду, но радуемся, что беда случилась не с нами?

Темы: Испытание, Исправление, Страдания, Радость, Стыд, Благодарность

Отложить Отложено

Добрый вечер. Хочется узнать мнение Торы и Раввинов. Почему когда у близкого знакомого или даже у чужого случается какая-то неприятность, мы в той или иной степени сочувствуем, стараемся где-то как-то помочь, поддержать, сожалеем, а, может, и страдаем тоже в какой-то степени, если это, конечно, не дай Б-г, не случилось у самых близких и любимых… Но при всем этом где-то в глубине души пробегает мысль, которая бывает противна и которую хочется заглушить, но она есть!

Мысль о том, что хорошо, что это случилось не со мной! Если выразиться очень грубо, то мы радуемся,что беда случилась не с нами… Может, это и инстинкт, но мы же не животные… Этот вопрос не даёт мне покоя уже долгое время… Благодарю за ответ. N.

Отвечает рав Александр Красильщиков

Здравствуйте, N.!

На мой взгляд, в чувстве, о котором Вы пишете, нет ничего постыдного. Оно нуждается лишь в некоторой коррекции, более углублённом понимании. Что происходит, когда горе постигает тех, кто рядом, не затронув напрямую нас? Как Вы, наверное, понимаете, такие вещи не случайны.

Всё, что происходит, призвано, среди прочего, преподать урок всем, кто оказался поблизости. Это — как на войне, когда пуля, влетевшая в окоп, минуя нас, разит того, кто стоял рядом. Это вполне могли быть мы, но наши заслуги или заслуги наших предков на этот раз спасли нас.

Даже если беда случилась не с нами — это повод задуматься, оценить обстановку, осмотреть позицию и заново осмыслить нашу жизнь, наши поступки. И это касается любых тревожных событий, происходящих в мире. Если где-то землетрясение, эпидемия или другое бедствие — это повод остановиться, встрепенуться и перелистать наши будни: быть может, мы настолько привыкли к рутине, что глаз «замылился» и мы не замечаем то, что следовало бы исправить.

Несчастья, беды, взрывающиеся и тлеющие вокруг, рождая сопереживание и страх, помогают отыскать сбой и исправить его. Когда мы навещаем знакомых в больнице, где всё дышит страданием и болью, то при всём сочувствии к ним, выходя наружу, мы поневоле радуемся, что дышим самостоятельно, что идём без посторонней помощи, что жизнь наша не наполнена страданием.

Эта радость не постыдна ещё и потому, что пробуждает благодарность к Творцу, Который дал нам этот намёк и возможность по-новому взглянуть на свою жизнь и исправить то, что можно исправить. Если бы мы на самом деле научились видеть знаки и понимать намёки, и каждый день заново оценивали бы собственные поступки, речи и мысли, беды случались бы гораздо реже, а в мире бы стало намного светлей.

С уважением, Александр Красильщиков

 

Материалы по теме


Глава Бехукотай завершает третью книгу Пятикнижия, книгу Ваикра (Левит). Большую часть главы занимают описания благословений и проклятий, которые навлечет на себя еврейский народ в будущем Читать дальше

Недельная глава Бехукотай

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

По материалам газеты «Истоки»

Глава Бехукотай

Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»

Чтобы исчерпать все дороги, приближающие к пониманию того, что выше наших возможностей, подняться настолько, насколько позволяют способности человека, требуется много труда

Врата Востока. Недельная глава Бехукотай

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.

«Бехукотай» («По законам моим»). Пророчества, которые убеждают

Рав Бенцион Зильбер

И говорил Г-сподь Моше на горе о законах владения землей и рабами в Эрец-Исраэль, в частности о годах отдыха земли — шмитa (каждый седьмой год) и йовeль (каждый пятидесятый год), отсчитываемых с момента вступления евреев в страну, обещанную им Всевышним. Глава «Бехукотай» развивает тему поведения евреев на земле Израиля. Всевышний обещает народу благополучную и счастливую жизнь в своей стране, когда они следуют Его законам, и предсказывает наказания, которые ожидают евреев, если они сойдут с пути Торы. Этой теме посвящены почти две трети главы.